Председатель профкома музея, заведующий филиалом «Крепость Чембало» национального заповедника «Херсонес Таврический», доктор Сорбонского университета (Франция) Николай Алексеенко подчеркнул, что музей продолжает работать, несмотря на конфликт с новым директором.
К религии у нас сегодня многие повернулись. Но надо же учитывать научные наработки, специфику места. Объект ЮНЕСКО – это объект ЮНЕСКО. А монастырь – это монастырь
«Это человек некомпетентный, он не может руководить. Коллектив может совершенно спокойно работать и без такого руководителя. Мы выполняем все свои обязанности, музей работает в штатном режиме по всем позициям. Каждый занят своим делом», – пояснил Алексеенко в интервью газете ВЗГЛЯД.
Как известно, 29 июля губернатор Севастополя Сергей Меняйло уволил с поста директора заповедника Андрея Кулагина и назначил на его место протоиерея, севастопольского благочинного Сергия Халюту. По словам Меняйло, решение было согласовано с Минкультуры и патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
В четверг советник президента России по культуре Владимир Толстой заявил, что власти Севастополя поспешили, назначив Халюту директором. В субботу Толстой также сообщил, что Владимир Путин распорядился ускорить передачу заповедника в федеральное ведение. В принципе, передача заповедника должна была завершиться еще к 1 января этого года. Как писала накануне газета «Коммерсантъ», президент принял решение на фоне протестов научной общественности и просьбы комиссии РФ по делам ЮНЕСКО «нормализовать ситуацию» в Херсонесе после того, как выяснилось, что, вопреки утверждениям губернатора Меняйло, ни Минкульт, ни патриарх Кирилл не согласовывали назначение.
Обещание отца Сергия
Накануне сотрудники национального заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе приняли резолюцию протеста и отказались работать под руководством Халюты до назначения нового директора. Свое обращение они направили на имя премьер-министра Дмитрия Медведева. Протокол заседания профсоюза был передан Халюте, а также в Минюст и в управление культуры Севастополя.
Отец Сергий пообещал обдумать обращение коллектива. «Я не враг Херсонесу и никогда им не буду. Поэтому я приму единственно правильное решение и надеюсь, что оно удовлетворит всех. Сейчас нужно время, чтобы выплатить вам зарплату и решить вопрос, чтобы Херсонес в течение месяца стал федеральным музеем. Работа должна идти, независимо от того, останусь я или нет», – сказал Халюта на встрече коллектива с первым заместителем министра культуры России Владимиром Аристарховым, который прибыл в Севастополь. Видео с обращением отца Сергия распространила пресс-секретарь заповедника.
В свою очередь Аристархов пообещал, что при директоре будет создан наблюдательный совет, в который войдут представители министерства, Союза музеев России, властей Севастополя, Совета по культуре Крыма, известные археологи. «Идея формирования наблюдательного совета нацелена на то, чтобы независимо от личностного фактора была система, позволяющая учесть требования музейной общественности, ЮНЕСКО, пожелания города, туристов и церковных паломников», – пояснил замминистра.
«Обстановка в городе накалена»
Встреча с Владимиром Аристарховым вселила в профсоюзного лидера оптимизм. «Переход на федеральный уровень обуславливает, что директор будет прерогативой министра культуры. Не думаю, что министр будет выбирать среди священников, кого бы назначить. Все же он будет выбирать среди людей музейной сферы – или он вернет прежнего директора. Ведь он работал с представителями Минкульта как раз по вопросу перехода заповедника на федеральный уровень», – уверен Алексеенко.
При этом профсоюзный лидер намерен добиваться отстранения Халюты, не дожидаясь 1 сентября. «В четверг мы запросили власти города на пикетирование, которое проведем тут же, возле Херсонеса. Не будем выходить в центр, чтобы не обострять обстановку в городе. Она и так накалена в связи с необдуманными решениями губернатора», – заявил Алексеенко.
Как предположил накануне «Коммерсантъ», конфликт, предшествовавший назначению отца Сергия, был вызван разрешением губернатора на проведение земляных работ по мощению прилегающей к собору территории при подготовке к торжествам в честь святого князя Владимира. Статус Херсонеса означает, что любые хозяйственные работы на его территории должны быть согласованы c Центром всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плитка как последний повод
Сегодня идут уголовные дела по этим вопросам. Мы возвращаем все, что можно вернуть Херсонесу. Вскрывается кое-что и по крепости Чембало
По словам Алексеенко, в пятницу новые попытки замостить плиткой территорию действительно предпринимались, причем как раз во время встречи сотрудников музея с депутатами. «У нас была «выездная приемная» депутатов севастопольского заксобрания. То есть не нами была организована акция. Они приехали пообщаться – давайте разберемся. Народ задавал вопросы. Был сенатор наш – Ольга Тимофеева. Она поддержала мнение коллектива. Стоим, разговариваем. Уже 17 часов, рабочий день закончен. Мы, кстати, все делаем в нерабочее время, чтобы нас не обвинили в срыве работы. Мы как раз упоминали, что у бывшего директора возник конфликт с губернатором, возможно, из-за его упорства в несогласии по поводу этой плитки. Может, плитка послужила последним поводом», – заметил он.
В этот момент, по словам Алексеенко, на территорию въезжает десятитонный МАЗ, груженный песком. «Сняли директора, который был против, и через два дня опять завезли песок! Ну мы поговорили, покричали. Убедили приостановить работу, – рассказал он. – Объект ведь – памятник культурного наследия, невозможно проводить никакие работы, не согласованные с вышестоящими организациями. Это же памятник не губернаторского, а высшего уровня! А губернатор считает, что он – бог и царь Севастополя».
Впрочем, далеко не все коллеги Алексеенко верят, что власти города пойдут им навстречу, по крайней мере до 1 сентября. Так, заведующая научно-просветительским отделом «Херсонеса» Тамара Плаван сомневается в скором отзыве Халюты. «Нет, нам было четко сказано. Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов сказал, что, пока готовятся документы, все останется как есть. Правда, будет наблюдательный совет, в который включили и предыдущего директора», – сказала Плаван газете ВЗГЛЯД. «Я не думаю, что тут земли быстро отдадут городу. Я больше боюсь, что тут будет монастырь», – добавила она.
Сам губернатор, вице-адмирал Сергей Меняйло подтвердил, что резолюция профсоюза для него ничего не меняет. «Это должность не выборная, а назначаемая или утверждаемая. Сейчас мы проводим консультации с Минкультом и со всеми остальными. Поэтому пока Сергей Халюта работает в должности директора. А дальше, с передачей на федеральный уровень, вопрос будет решаться. Сейчас будет проходить инвентаризация и все остальное», – пообещал губернатор в интервью газете ВЗГЛЯД.
«400 гектаров – слишком много»
Николай Алексеенко не исключил, что в подоплеке назначения Халюты лежат претензии городских чиновников на часть территории заповедника.
«Земельный вопрос, наверное, не последний в этой череде. Вопросы в администрации города и раньше ставили – а зачем так много территории у Херсонеса. Там же вообще ничего нет, просто поле. Так мы же должны это поле исследовать! А им, видимо, надо быстро построить дачи, отели, заправки и так далее. 400 гектаров земель культурного наследия – это для них «слишком много». Это авансированные земли, мы пытаемся сохранить их для потомков. Но, думаю, новый директор запросто их отдаст. Ему же главное, чтобы было место для молебна, а все остальное второстепенно», – предположил он.
«Не исключаю, что будет самый тривиальный ход: ты здесь возродишь монастырь, а там ты нам закроешь глаза на что-то другое. Такой вариант лежит на поверхности. А прикрывается это все благостно: что нужно создать тут достойное место поклонения, – сказал Алексеенко. – К религии у нас сегодня многие повернулись. Но надо же учитывать научные наработки, специфику места. Объект ЮНЕСКО – это объект ЮНЕСКО. А монастырь – это монастырь».
Сергей Меняйло отверг версию о планах города прирезать себе территорию заповедника. Напротив, по словам губернатора, у правоохранительных органов есть претензии, связанные с крепостью Чембало.
«Какие территории? О чем речь? Все, что касается музея Херсонеса, все останется в музее. Выражать опасение можно по-разному. Коллектив должен был выражать опасение, когда земли разбазаривались. Сегодня идут уголовные дела по этим вопросам. Мы возвращаем все, что можно вернуть Херсонесу. Вскрывается кое-что и по крепости Чембало, которая должна была попасть под реконструкцию в предыдущие, кажется, 2010–2011 годы или еще раньше. Обвалилась. Позиция города одна – все объекты заповедника должны быть в заповеднике, поставлены ему на баланс и учтены. Как и в других музеях», – подытожил вице-адмирал.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в июне на бывших руководителей «Херсонеса» завели дело в связи с отчуждением земель заповедника в частную собственность.