Немало шума наделало в шведской прессе сообщение об обнаруженной в территориальных водах страны российской мини-подлодке.
Подъем этой подводной лодки был бы интересен и важен для истории нашего флота
«Пока не ясно, сколько лет подлодке и сколько времени она пролежала на дне, однако надпись на корпусе кириллицей говорит о ее российской принадлежности», – говорилось изначально в сообщении компании Ocean X-team.
Субмарина полностью цела, никаких повреждений на ней не обнаружено, все люки задраены. Конкретное место нахождения субмарины не указывается, дайверы лишь рассказывают, что они нашли ее близ берегов Центральной Швеции и что в этом районе оживленное морское движение.
После обнародования этой информации в блогах и соцсетях появились многочисленные спекуляции. Особенно отличились украинские пропагандисты и их российские почитатели, даже после появления других данных продолжающие ликовать по поводу «гибели» российских моряков.
Однако и шведские, и российские эксперты, изучившие материалы фото- и видеосъемки, склоняются к тому, что субмарина покоится на дне уже почти сто лет. Предположительно, речь идет о головном корабле проекта «Сом» Российского императорского флота. Отставной офицер береговой охраны Швеции Пер Андерсон заявил изданию Expressen, что не сомневается в этом. «Я твердо уверен, что это именно подводная лодка «Сом». Об этом говорят детали, которые я знаю о корабле», – сказал он. К той же версии склоняются и Вооруженные силы Швеции.
На представленных фото ясно различимы буквы «ъ» и частично «м». Указанные дайверами габариты тоже совпадают.
Корабль затонул 10 мая 1916 года после столкновения со шведским пароходом «Унгерманланд». На борту «Сома» было 18 членов экипажа во главе с 25-летним лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым. Точные обстоятельства случившегося неизвестны, некоторые исследователи высказывали версию, что, возможно, русские моряки хотели досмотреть шведское судно (они нередко возили грузы в Германию в нарушение нейтралитета), и шведы протаранили лодку.
«Подводные лодки использовались, как правило, для береговой охраны и редко выходили в море, – рассказал газете ВЗГЛЯД ведущий специалист научного сектора Российского военно-исторического общества Константин Пахалюк. – На Черном море наша подводная лодка захватила турецкий пароход и отбуксировала в свой порт. Но в целом подводный флот в России особо развит не был. Мы были одними из первых, кто создал подводный флот, раньше, кстати, немцев, но он нам был особо не нужен. В Первую мировую войну акцент делался в основном на линейные корабли».
Лодка «Сом» в плавучем доке. Начало 1900-х годов (фото: Wikipedia)
|
«Подъем этой подводной лодки был бы важен для истории нашего флота. И с точки зрения привлечения внимания к истории русского подводного флота, к его первым страницам, думаю, это было бы весьма актуально», – добавил он.
Руководитель поискового проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов заявил РИА «Новости», что российские дайверы готовы провести совместную с Швецией экспедицию к месту гибели корабля. «Если будет соответствующая возможность или приглашение от шведской стороны, то мы готовы провести совместные исследования, чтобы собрать максимальное количество информации и передать его в Министерство обороны и придать этой подлодке и ее экипажу статус братской могилы и воинского захоронения», – сказал он, добавив, что при принятии соответствующего решения экспедиция может быть подготовлена в течение полутора месяцев. Богданов не исключил, что она состоится в следующем году и будет приурочена к дате гибели подлодки.
По словам Богданова, у проекта «Поклон кораблям Великой Победы» в активе есть несколько успешных проектов, проведенных совместно с болгарскими, финскими и эстонскими поисковиками.
В рамках проекта российские дайверы обнаружили и обследовали семь советских и российских подлодок в Балтийском и Черном морях, в том числе подводную лодку «Акула» времен Первой мировой войны.
«Думаю, здесь нет особых причин, по которым шведы бы могли возражать, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший замглавкома ВМФ России Иван Васильев. – Как мы относимся к павшим – Севастополь сейчас посещали французы, предки которых погибли в 1854 году. В цивилизованном обществе к этим вещам относятся так».
Бывший замминистра иностранных дел России, юрист Сергей Орджоникидзе высказал мнение, что в случае, если подтвердится российская принадлежность корабля, дальнейшая его судьба будет решаться в ходе переговоров. При этом он не исключил, что шведская сторона может предъявить свои претензии.
«С юридической точки зрения первое, что принимается во внимание, – какое это судно. Если судно принадлежит государству – военное, например – то это, конечно, наше судно, поскольку Российская Федерация является правопреемником Российской империи. Другое дело, что шведы могут не признавать, что мы являемся правопреемником Российской империи, поскольку мы отказались платить по долгам и т. д. Они скажут: «Простите, но лежит она в наших территориальных водах», – высказал дипломат свои опасения. – Но думаю, что у нас оснований намного больше. А вообще это простой вопрос: если хорошие двусторонние отношения, это легко уладить».
«Когда ее обнаружат и подтвердится, что это наша лодка, в силу вступают законы международного морского права: это наша, российская подводная лодка, и поднимать ее без нашего разрешения шведы не имеют права, – уверен председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1 ранга Игорь Курдин. – У нас уже было несколько подобных историй, особенно характерный случай – подводная лодка С-2 (погибла во время советско-финской войны 1940 года у Аландских островов в Балтийском море, обнаружена в 2009 году)».
«Насколько мне удалось ознакомиться с представленными фото- и видеодокументами, переговорить со шведскими дайверами, которые ее обнаружили, полной уверенности, что это «Сом», нет, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – В пользу этой версии говорит размер – 20 на 3,5 метра – и буква «ъ» на корпусе. Но более достоверной информации нет. Поэтому сейчас речь идет о продолжении исследований этого объекта уже с помощью водолазов. Шведские дайверы сейчас обратились к шведским военно-морским силам, чтобы с ними провести эту экспедицию. Наши дайверы и наши эксперты готовы принять участие в этой экспедиции, чтобы достоверно классифицировать подводную лодку».
«Мы часто выступаем против подъема, потому что неизвестные повреждения, не надо тревожить покой погибших. Но в данном случае, если лодка в хорошем состоянии, возможно, ее следует поднять и установить в качестве музейного экспоната как памятник русским подводникам, потому что у «Сома» богатая боевая история. В мире существуют только две подводные лодки – музеи того же периода: в Великобритании и в США. Но ставить ее, конечно, надо не в Стокгольме, а в Санкт-Петербурге, например в Центральном военно-морском музее. Если подъем технически возможен, это вполне можно сделать», – сказал Курдин.
По его словам, клуб сейчас будет пытаться найти родственников погибших, возможно, у кого-то сохранились материалы. «Мы уже связались с Центральным военно-морским архивом. Мы знаем, что дальше делать: как минимум надо на боевом корабле выйти в точку гибели подлодки для отдания воинских почестей. Это и панихида по воинам, погибшим в море, спуск на воду венка, воинский салют, приспускание флага. Если, конечно, подтвердится, что это российская подводная лодка», – заключил офицер.