Делегации от ВМФ России и военно-морских сил США провели в среду консультации по предотвращению инцидентов на море, сообщила пресс-служба Шестого флота США. Встреча проходила в итальянском Неаполе, ее организатором выступили военно-морские силы США в Европе.
Оценить новые консультации можно только позитивно, несмотря на нынешнюю международную обстановку
«Эти важные ежегодные обзоры представляют собой профессиональную дискуссию по действующим соглашениям, которые призваны предотвращать инциденты или столкновения на море между кораблями и самолетами США и России», – пояснила пресс-служба Шестого флота США.
С 2013 года консультации не проводились.
Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним США и СССР подписали еще 25 мая 1972 года. Срок его действия составлял три года, после этого договор регулярно продлевается.
Согласно документу, военные корабли двух государств должны во всех случаях находиться на достаточном удалении друг от друга, чтобы избегать риска столкновений. Корабли и воздушные суда не должны имитировать атаку или имитировать применение оружия.
Запрещается проводить маневры в районах интенсивного судоходства и некоторые другие действия, которые могут привести к возникновению инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним.
Все эти запреты касаются также действий в отношении гражданских морских и воздушных судов.
В последние десятилетия, особенно после трагедии подводного корабля «Курск», озвучивались предложения о заключении аналогичного соглашения, касающегося подлодок. Эксперты говорили о том, что соответствующий договор может снять напряжение в мире в связи с действиями подводных лодок в Мировом океане. Практически же это маловероятно: в случае заключения такого соглашения одна из сторон должна будет сообщить другой стороне о районах нахождения своих подводных сил для предотвращения захода в этот район кораблей и подводных лодок ВМС других государств, но одна из причин, по которым подводные лодки являются главной силой любого флота, а у ядерных держав – основным носителем ядерных средств, это их скрытность.
«Хорошее было соглашение. И оценить новые консультации можно только позитивно, несмотря на нынешнюю международную обстановку», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин.
«К 1972 году накопилось столько инцидентов! – вспоминает он. – Это и облеты американскими самолетами наших кораблей на предельно низкой высоте, и сближение кораблей на слишком короткое расстояние, которое приводило не к столкновениям, но к навалам». Даже после заключения соглашения бывали инциденты, например в 1988 году сторожевой корабль СКР-6, который вытеснял американский эсминец, навалился на него, повредил ему шлюп-балки, поцарапал борт. В ходе той же операции советский сторожевой корабль «Беззаветный» совершил навал на американский крейсер Yorktown.
«Нам как командирам выдали тогда все сборники сигналов, что мы должны, что не должны. Но это соглашение касалось только надводных кораблей. Попытка обсудить вопросы касаемо подводных лодок ни к чему не привела. Ведь главная задача подводных лодок – скрытность. Обсуждались идеи установить горизонты, как для самолетов – например, они плавают на глубинах до 100 метров, а мы – ниже 100 метров. Но в итоге пришли к заключению, что эта проблема не имеет на данный момент решения», – добавил Курдин.
«На консультациях обсуждают опасные инциденты за год, были ли опасные сближения, маневрирования в воздухе и на море, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев. – Проводится разбор за истекшее время и высказываются те или иные озабоченности. С нашей стороны, думаю, должна была быть высказана озабоченность, что недопустимо агрессивная активность американцев и их союзников в Черном море. Американцы в ответ могли обозначить свой негатив в связи с пролетами нашей авиации вдоль, на их взгляд, территориальных вод.
«Вместе с тем это тема сложная: когда наши корабли проводят учения, американцы и их союзники, например норвежцы, чуть ли не лезут под ракетный удар. Самолеты их чуть ли не под наши самолеты, взлетающие с авианесущего крейсера, лезут. Все это предъявляется американцам. У нас, кстати, подписаны такие договоры не только с американцами, но и с рядом других стран», – отметил эксперт.
«Эти встречи являются традиционными, они проводились даже на пике холодной войны. Сегодня, учитывая новый виток противоречий, который образовался во всех геополитических сферах, даже такие контакты являются определенными символами».
Для американцев – какое-то время не общались с ними по этой теме – это определенный сигнал начала учета наших интересов в новых условиях, – добавил он. – Возросла активность нашего флота и авиации, в прибрежных и дальних океанских зонах находятся десятки наших кораблей. Все это и подвело американцев к мысли, что с русскими надо вести непрерывный диалог, учитывая, что мы только будем наращивать свое присутствие в морях и океанах в ближайшее десятилетие, и за все столетие наша активность будет только возрастать. Может, они и не собирались даже встречаться, но учли наши совместные военно-морские учения с Китаем, с Индией, с Египтом. Они все это отслеживают и понимают, что у нас стоят вопросы расширения географии морских и океанских учений, поближе к берегам Америки. Поэтому с одной стороны это встречи традиционные, но с другой стороны служат согласием США на более предметный разговор даже в такой чувствительной сфере, к которой относятся моря и океаны».