Про ислам
Каждый заинтересованный в раскрытии убийства Немцова будет доволен, только если его версия окажется истинной
На то, чтобы представить первые результаты расследования убийства Бориса Немцова, у российских правоохранительных органов ушла ровно неделя. Если сравнивать с похожими преступлениями – убийствами Сергея Юшенкова и Анны Политковской – это очень быстро. Один из подозреваемых уже дал признательные показания – источник, близкий к следствию, сообщил, что, по словам Заура Дадаева, Немцова убили из-за негативных высказываний о мусульманах, проживающих в России, и исламе в целом.
Версия об «убийстве из-за ислама» вызвала ожидаемо негативную реакцию и у либералов, и у мусульман. Однопартиец Немцова Илья Яшин** написал в своем Facebook*, что эта версия – «не просто бред», а «результат политического заказа Кремля».
По мнению Яшина, «Немцов никогда не говорил плохого слова про ислам. Он был абсолютно терпимым в религиозном плане человеком. Конечно, он критиковал террористов, которые расстреляли редакцию Charlie Hebdo в Париже. Но многие публичные персоны критиковали их гораздо жестче и громче. Немцов критиковал убийц, но никогда плохого слова не говорил про ислам. Так что версия, будто бы именно Немцов вызывал наибольшее раздражение радикальных исламистов в России, не выдерживает никакой критики».
Также крайне негативно высказался по поводу исламистской версии главный редактор издания «Кавказская политика» Беслан Успанов: «Убийство Немцова раскрыто. Дадаев организатор. Всему виной религия ислам. Годы идут. А правоохранители все больше видят в людях быдло», – написал он в Facebook.
Достаточно ли этих слов для того, чтобы религиозные фанатики вынесли смертный приговор?
Личный фактор
Люди, которые считают, что Немцов не сказал ничего такого, за что его могли бы убить исламисты, судят вероятных убийц по себе. Я бы не убил, ты бы не убил, он бы не убил. А вот он – убил бы. Вряд ли кто-то считает, что претензии жены из-за денег – достаточный повод для того, чтобы ее задушить и разделать в ванной мясницким ножом. Но убийца действует по собственной логике, в которой становится оправданным даже убийство шестимесячного ребенка.
Поэтому рассуждать о том, «могли бы» исламисты убить Немцова из-за его публичных высказываний об исламе или «не могли бы» – бессмысленно. Все равно вряд ли кому-то из атеистов, христиан и подавляющего большинства мусульман удастся поставить себя на их место, так же как нормальному человеку невозможно реконструировать ход мыслей разделывающего супругу в ванной или убивающего полугодовалого младенца.
Логику убийцы невозможно представить, но практически у каждого есть опыт общения с сектантами или адептами недобросовестного МЛМ-маркетинга, особенно – финансовых пирамид. Этих людей, как самонаводящиеся боеголовки, очень сложно сбить с цели.
Глава Чечни Рамзан Кадыров пишет в Instagram*, что «знал Заура как настоящего патриота России», и поэтому ему сложно представить, что тот «совершил тяжкое преступление».
Но легко ли было представить родственникам и друзьям московского актера Вадима Дорофеева, что он бросит жену и детей и уедет в Сирию воевать на стороне ИГИЛ* (об этом сообщалось, например, в сюжете НТВ)?
Как пишет Кадыров, истинные обстоятельства увольнения Дадаева из МВД «непонятны». В любом случае исключить, что тот попал под влияние исламистов, никак нельзя.
Каждый заинтересованный в раскрытии убийства Немцова будет доволен, только если его версия окажется истинной – об этом уже говорилось вскоре после убийства, и так оно и оказалось.
Тот же Илья Яшин, рассказав о религиозной терпимости Немцова, немедленно переходит к собственной версии произошедшего: «важно понимать, что официальная версия следствия полностью выводит из-под удара Путина».
Во-первых, исламистская версия еще не названа официальной, это лишь слова некоего источника. Во-вторых, непонятно, как можно вывести из-под удара Путина, если он и не был под ударом? Маргинальную версию о том, что Немцова «заказали» из Кремля, не разделяет даже сам Яшин: в конце своего обличительного поста он пишет, что «не приходится рассчитывать на непредвзятое и объективное расследование убийства нашего товарища, пока Путин сидит в Кремле». Даже он не готов обвинять власть в организации преступления, а только в предвзятом и необъективном расследовании.
Подозрительные подозреваемые
Не очень понятно, как именно они «нарушали покой», притом что исламисты обычно строго соблюдают все религиозные предписания, запрещающие алкоголь и шумные развлечения. Впрочем, возможно, что они слишком громко и слишком часто, по мнению хозяина, молились. Что тоже странно – люди, готовящиеся к резонансному преступлению, обычно ведут себя тихо.
То, что Дадаев и Шаванов служили и воевали, подтвердил Рамзан Кадыров. Матери задержанных заявили, что не верят в виновность сыновей (разумеется, не верят).
Показательно, что до того, как появились первые подозреваемые, либералы активно боролись с бездумным, по их мнению, использованием теории «кому выгодно». Мол, то, что смерть Немцова выгодна в первую очередь противникам власти, ничего не значит, и даже наоборот.
Но практически те же люди первыми начали говорить о том, что власти выгодно списать все на «стрелочников», которыми, по их мнению, являются подозреваемые.
На самом деле главная проблема в том, что, как убийство Немцова не было нужно ни одной из политических сил в России, так же и личности подозреваемых никому не выгодны.
Либералы и мусульмане уже высказали свое недоверие результатам расследования – и крайне редко эти две категории граждан России высказываются столь солидарно. Власти тоже совершенно невыгодно очередное обострение «кавказского вопроса», неизбежное в случае, если подозреваемые будут признаны виновными. Если бы кто-нибудь в правоохранительных органах в реальности был заинтересован в фальсификации результатов расследования, куда удобнее было бы придумать «украинский след».
Именно то, что такие подозреваемые не выгодны никому, и делает их наиболее вероятными виновниками смерти Бориса Немцова.
А в их истинных мотивах и заказчиках преступления должно разобраться следствие.
Людям всегда сложно поверить, что за громким преступлением могут стоять не могущественные силы, а небольшая преступная группа, мало что из себя представляющая. Но так было в случае убийств Ющенкова и Старовойтовой, и вполне возможно, что так окажется в случае со смертью Бориса Немцова.
В любом случае делать далеко идущие выводы пока еще очень рано.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом