В пятницу на Западе Украины, в Ровенской области, представители самопровозглашенного «киевского патриархата» провели силовой захват храма, принадлежащего УПЦ МП. Cначала группа мужчин, часть которых находилась в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляя прихожан, пыталась сорвать богослужение. Потом злоумышленники избили женщин, вставших на защиту храма, срезали замки пилами и захватили здание. Речь идет о церкви Святой Параскевы Пятницы в селе Чудница. Для «филаретовцев», как именуют адептов украинского православного раскола, это далеко не первый опыт.
По Ровенской области до сих пор гуляет листовка с лозунгом «Смерть московским попам
Киевский патриархат образовался в 1992 году, после того, как митрополита Филарета (Денисенко) не избрали патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе РПЦ, избрав ныне покойного Алексия II. В результате бывший митрополит Украинской церкви провозгласил себя украинским патриархом и организовал собственную «церковь». Поскольку на тот момент процесс отхода бывших советских республик от России шел полным ходом не только на геополитическом, но и на идеологическом уровне, инициатива Денисенко была горячо поддержана новыми украинскими властями.
Поскольку Филарет, что называется, поставил перед фактом Синод РПЦ о своей автокефалии, в итоге он был извержен из сана, лишен всех должностей и постов. Единственное, что остается неизменным, – монашеский постриг, поскольку это на всю жизнь, и отменить его ничто не в силах. Канонически его в Русской церкви расценивают как беглого монаха. Однако сам Филарет признать канонические прещения отказался, заявив, что будет возглавлять Украинскую церковь до конца своих дней, поскольку «дан Богом украинскому православию».
Здесь, кстати, кроется еще одна интересная особенность «украинского самостийного православия»: процедура поместного собора у этой «церкви» не разработана. Кто и как будет возглавлять УПЦ КП после Денисенко – неизвестно.
После объявления автокефалии Филарет назначил собрание украинского епископата в своей резиденции. Однако к нему присоединился лишь викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук), впоследствии изгнанный братией из Почаевской лавры. Через несколько месяцев к Филарету также примкнул епископ Львовский Андрей (Горак). Далее 26 мая 1992 года Филарет организовал «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской православной церкви», на которой, правда, не присутствовало ни одного архиерея. Практически параллельно с «конференцией», 27 мая, в Харькове прошел архиерейский собор Украинской церкви, где и был низложен и лишен всех должностей бывший митрополит Филарет.
За Денисенко, однако, стоял административный ресурс, который предоставил ему тогдашний президент Украины Леонид Кравчук. Поэтому, когда канонический собор избрал нового предстоятеля украинской митрополии, Владимира (Сабодана), и делегация УПЦ МП попыталась занять митрополичью резиденцию, произошло первое силовое столкновение. Митрополита Владимира не пропустили в архиерейские покои сотрудники украинской милиции и активисты националистической радикальной организации УНА-УНСО.
С этой поры начинается дружба Филарета (Денисенко) с украинскими националистами. Соответственно, и традиция силового захвата храмов и прочих объектов, принадлежащих Русской церкви. Аналогичным образом был не допущен митрополит Владимир и в кафедральный Владимирский собор – члены УНА-УНСО* просто забаррикадировались в храме.
Одним словом, захваты храмов РПЦ на Украине с применением насилия стали со стороны «филаретовцев» обыденной практикой. Особенно возрастает их экспроприаторская активность в годы политических кризисов. Например, в 2007 году, на излете правления Ющенко, раскольники захватили полтавскую церковь Святого Николая. В 2009-м, когда даже до относительной стабилизации было еще далеко, был захвачен храм в селе Жукля Черниговской области, а настоятель церкви при этом жестоко избит.
В революционно-военном 2014-м «филаретовцы» активизировались, как никогда ранее. Видимо, выступив активными сторонниками и агитаторами Майдана, раскольники получили от новых украинских властей негласный карт-бланш на «присвоение новых территорий». Вполне понятно при этом, что «своя украинская церковь» идеально укладывается в концепцию «Украина – не Россия». И чем более влиятельной будет УПЦ КП, тем лучшее идеологическое обеспечение получит нынешняя украинская власть.
Началось все с попытки штурма Киево-Печерской лавры, к счастью, безуспешного. Но уже на следующий день с разрешения местных властей произошел захват храма в Новоархангельске Кировоградской области.
В Ровенской епархии, по словам митрополита Ровенского Варфоломея, «филаретовцы» за 2014 год захватили три храма и не прекращают попыток новых «экспроприаций».
При этом доктринально, на декларативном уровне, «филаретовцы» исповедуют православную догматику, но с «проукраинским уклоном». «Уклон» этот достаточно сильный: в рамках своих проповедей епископы и клирики УПЦ КП далеко отходят за пределы традиционного христианства. По той же Ровенской области до сих пор гуляет листовка с лозунгом «Смерть московским попам».
Отметим, что личность и биография «патриарха» Филарета довольно прозрачно намекают на то, что дело тут вовсе не в христианстве (да и вообще – не в религии), а в лютом, пещерном украинском даже не национализме, а этнизме в совокупности с политической конъюнктурой. Просто когда-то давно митрополиту Филарету (Денисенко) захотелось стать патриархом собственной церкви. И он ее создал. И продолжает ею руководить, даже христианству вопреки.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ