Генеральный директор украинского госконцерна «Укроборонпром» Роман Романов заявил в среду о планах увеличить производство украинских танков почти в 25 раз – с 5 до 120 единиц ежегодно.
Заявленный темп выпуска может быть оценен как реальный при наличии финансирования
«В планах на 2015 год – развитие производства основных боевых машин «Оплот» до 40 единиц, а с 2016 года концерн будет производить 100–120 таких единиц ежегодно.
Кроме того, предприятия «Укроборонпрома» наладят серийное производство бронеавтомобилей «Дозор», которые до этого вообще не состояли на вооружении ВСУ. В этом году концерн планирует произвести до 50 единиц таких машин, а в дальнейшем – выйти на уровень не менее сотни в год», – говорится в сообщении концерна.
В «Укроборонпроме» заявляют также о планах начать разработку украинских БПЛА и систем контрбатарейной борьбы, а к следующему году – создать первую трехкоординатную РЛС.
БМ «Оплот» – новейший боевой танк украинской армии. Эксперты считают его модернизацией советского Т-80, однако в украинских источниках предшественники «Оплота» даже не упоминаются. В украинских материалах также называют БМ «Оплот» лучшим танком в мире и утверждают, что он превосходит новейшие танки США, России и других стран.
Танк принят на вооружение в 2009 году. Тогда же был заключен контракт на поставку в ВСУ 10 машин. В 2011 году сообщалось, что выполнение контракта было приостановлено из-за нехватки финансирования. Серийное производство «Оплотов» началось в 2013 году.
Информации о том, сколько сейчас «Оплотов» на вооружении украинской армии, сколько из них в боеспособном состоянии, были ли какие-то из них потеряны в ходе боевых действий, практически нет. В сообщениях украинских СМИ они упоминаются в таком контексте, что информации оттуда можно почерпнуть не больше, чем из древнеукраинских мифов. К примеру, в январе украинские ресурсы со ссылкой на украинских блогеров сообщали, что в Донецке огнем БМ «Оплот» были уничтожены два танка российской гвардейской Кантемировской танковой дивизии, которую украинские СМИ преобразовали в «Кантемировскую бригаду» (соединение было бригадой с 2009-го по 2013 год) и назвали «элитным танковым подразделением» (ни бригада, ни дивизия подразделениями не являются).
По мнению редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, Харьковский завод им. Малышева обладает мощностями, чтобы построить столько машин, сколько обещал «Укроборонпром». «Танковое производство в Харькове достаточно дееспособно. Возникают вопросы с комплектующими, часть которых поставлялась из России. Но, в принципе, заявленный темп выпуска может быть оценен как реальный при наличии финансирования. Сейчас 30% бюджета Украины – де-факто бюджет войны, так что на эти цели деньги найдутся», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Экспортная цена на «Оплот» составляет 4,5–5 млн долларов. По оценке Коротченко, внутренняя цена на одну машину составит 1,5–2 млн долларов. «В войсках сейчас единичные экземпляры. За прошедшие годы все украинские президенты относились к армии и оборонке по остаточному принципу и занимались распродажей техники вооруженных сил Украины. Сегодня Украина осталась у разбитого корыта, и советское наследство было распродано», – говорит эксперт.#{weapon}
Зампредседателя комитета Госдумы России по обороне Франц Клинцевич в интервью газете ВЗГЛЯД также высказал мнение, что при достаточном финансировании 120 машин в год украинские предприятия произвести смогут, и обратил внимание, что по сравнению, к примеру, с российскими темпами выпуска продукции это немного. Так, Уралвагонзавод на прошлой неделе заявил о планах поставить в войска в этом году 1,5 тыс. единиц бронетехники.
Стоит, однако, напомнить, что Украина еще в 2011 году заключила с Таиландом контракт на поставку 49 танков «Оплот» до конца 2014 года. На дворе уже 2015-й, однако в Таиланд было отправлено всего пять танков, и это несмотря на то, что Украина получила солидную предоплату. По открытым данным, ситуация на заводе им. Малышева, который должен производить эти танки, едва ли не катастрофическая. Рабочим не погашены долги по зарплате за 2014 год. Ряд производств – например гусениц – потерян. Эксперты неоднократно высказывали подозрения, что поставленные Таиланду пять танков – всего лишь восстановленные в цехах из старых советских запасов Т-80, и этих корпусов на заводе более не осталось. Кроме того, значительная часть комплектующих – российского производства, а оптика для «Оплота», в частности, производилась в Крыму, а катки также никогда на Украине не производились.
Ситуация с кадрами тоже, мягко говоря, неидеальна, но она усугубилась, по некоторым сообщениям, еще тем, что работникам завода приходят повестки на призыв в армию. В итоге руководство завода приняло решение задним числом уволить сотрудников, получивших повестки, чтобы не платить им положенную по закону на время службы в армии зарплату.
Газета ВЗГЛЯД сообщала, что к осени прошлого года ВСУ потеряли в Новороссии больше техники, чем они смогли собрать на момент начала войны. Все, что с украинской стороны еще ездит, – это то, что было восстановлено после летних разгромов, и немногочисленные образцы, пришедшие с заводских конвейеров.
Для сравнения: в 1991 году Украине, в одностороннем порядке объявившей о своей независимости, Советская армия даром оставила свыше 2700 Т-55, 2100 Т-64, 1300 Т-72, около 300 новейших на тот момент Т-80. В годы незалежности правительство Украины сотнями продавало танки за рубеж, значительная часть техники пришла в негодность от старости.
В Белой книге Украины – ежегодном издании минобороны этого государства – за 2013 год говорилось, что на вооружении на тот момент состояло 683 танка. Сотни танков находятся на базах хранения и ремонтных заводах. В конце 2013-го был опубликован подробный фоторепортаж с Харьковского танкоремонтного завода. Судя по этим фотографиям, шансы, что какие-то из этой ржавой армады танков будут когда-нибудь приведены в боеготовое состояние, очень невелики.
К началу похода на Донбасс Украина смогла собрать 160 единиц танков, более 230 боевых машин пехоты и бронетранспортеров. Работа на ремонтных заводах не прекращается, специалисты пытаются поставить на ход все, что можно – от техники, десятилетиями стоявшей на консервации, до подбитых машин, пришедших с театра военных действий.