Глава МИД России Сергей Лавров заявил в среду, что атака турецких ВВС на российский Су-24 похожа на спланированную провокацию.
То, что он в падении мог пролететь еще четыре километра от границы, – это практически нереально
«У нас серьезные сомнения, что это был непреднамеренный акт, это очень похоже на спланированную провокацию», – приводит его слова ТАСС.
«Я ему (главе МИД Турции) напомнил о том, что по российской инициативе с момента начала операции ВКС России в Сирии между национальным центром управления обороны России и турецким министерством обороны была установлена линия экстренной связи, которая не задействовалась ни вчера, ни до этого. Это тоже вызывает большие вопросы», – приводит слова Лаврова РИА «Новости».
Турецкая версия
Сразу после известия об инциденте турецкое руководство заявило, не стесняясь, что да, российский самолет был сбит, поскольку нарушил воздушное пространство Турции. Однако в среду в Анкаре несколько изменили свою позицию, и теперь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган говорит, что ВВС его страны якобы не знали, что Су-24 принадлежит России.
«Мы не хотели этой ситуации, но все должны уважать право Турции на защиту своих границ. Неопознанный военный самолет вторгся в наше воздушное пространство, в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений, но нарушение продолжилось. Строго в рамках принятых и объявленных нами ранее правил реагирования на угрозы по отношению к нему было предпринято вмешательство», – заявил Эрдоган после заседания Совета безопасности Турции, передает РИА «Новости».
Турецкое телевидение опубликовало запись, где турецкие пилоты якобы предупреждают российских о нарушении, однако где и когда были сделаны эти кадры, по самой записи не ясно – предлагается только верить на слово турецким СМИ.
Возражения Москвы
В подтверждение своей версии власти Турции опубликовали схему, на которой маршрут бомбардировщика пролегает через небольшой турецкий выступ в границе, который российский самолет якобы срезал. Кстати говоря, в турецком генштабе анонимный источник сообщил, что карту рисовали не военные, а сотрудники администрации президента.
Представленная турками схема сильно отличается от той, что предъявили российские военные. В Москве заявляют, что нарушения границы вообще не было. Начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской сообщил, что турецкий истребитель, уничтоживший российский бомбардировщик Су-24, сам вторгся в воздушное пространство Сирии. «Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано», – подчеркнул он.
На представленной российскими военными схеме видно, что Су-24 не нарушал воздушное пространство Турции, а напротив, атакующий самолет нарушил границу Сирии. Также на схеме видно, что российский самолет пролетал на расстоянии одного километра от турецкой границы, а турецкий самолет после поражения российского ракетой скрылся на территории Турции. Российский самолет упал в четырех километрах от границы с Турцией.
Взгляд со стороны
Аналитики минобороны ФРГ считают, что российский самолет непреднамеренно нарушил воздушное пространство, но это нарушение исчерпывалось несколькими секундами. «По актуальным данным, обе российских машины летели в направлении параллельно турецкой границе (на отдалении 10–15 км). Затем после разворота налево произошло короткое вторжение в воздушное пространство Турции (на расстояние 2–4 км, что соответствует 17 секундам полета). В настоящее время это подтверждено», – цитирует Bild документ минобороны. «Турецкие истребители F-16, согласно турецким заявлениям, сделали несколько предупреждений в адрес самолетов. Это подтверждается источниками в США», – говорится в документе.
Согласно аналитическим выводам немецкого военного ведомства, «намеренное нарушение границ противоречит интересам России», так что в том числе партнеры по НАТО исходят из того, что вторжение в воздушное пространство Турции было «ненамеренным».
В Пентагоне заявили, что не могут пока подтвердить, что сбитый Су-24 находился в воздушном пространстве Турции. По мнению наблюдателей, это заявление позволяет сделать определенные выводы: у американцев достаточно средств слежения в регионе, и если бы у них был материал в пользу того, что российский самолет нарушил границы, они бы непременно его обнародовали.
Нестыковки
Если принять во внимание турецкую версию, сразу возникает вопрос: каким образом турки могли предупреждать российских пилотов в течение пяти минут, если он провел в воздушном пространстве этой страны лишь несколько секунд? Согласно турецкой же карте, ширина выступа, который якобы пересек Су-24, немногим больше двух километров. Пять минут полета на крейсерской скорости Су-24 – это более 60 км. Если предположить, что предупреждать о готовности нанести удар турки начали заранее, когда Су-24 летел над Сирией, а удар нанесли по заранее подсвеченной цели в те несколько секунд, что российский самолет якобы находился над Турцией, то, по мнению экспертов, это является нарушением принятых на этот счет международных норм.
«Существуют специальные фразы на английском языке, все пилоты их заучивают наизусть, – сказал газете ВЗГЛЯД экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России, генерал-лейтенант Валерий Горбенко. – Если экипаж не реагирует, то истребители подходят, показывают ему, что ты уже, друг, залез не туда. В нейтральных водах же сопровождали истребители НАТО наши Ту-160, смотрели, как они летят. Так и здесь: если они не могут понять, чей это самолет и зачем он тут оказался, подошли бы. Разве самолет углубился на их территорию на 100 км? Нет. Он выполнил свою работу и шел на аэродром для посадки.
Кроме того, было же подписано соглашение с американцами, наши выдают данные полетов, обмениваются информацией, чтобы друг друга не сбивать. А Турция не только член НАТО, она еще и в коалиции, возглавляемой США».
По его мнению, российская версия о том, что самолет был сбит над Сирией, а не над Турцией, подтверждается также тем, что обломки борта упали в 4 километрах от границы на территории Сирии. «А падал он практически отвесно, это видно даже на съемках. То, что он в падении мог пролететь еще четыре километра от границы, – нереально», – отметил он.
«Все их заявления построены на вранье, – говорит генерал. – Даже если бы они скороговоркой десять раз предупреждали, это было бы полторы-две минуты, он бы за это время пролетел 30 км, а то и более. А почему они оказались там в воздухе? Они дежурили в засаде. Радиолокационная информация у них была с земли. И, похоже, истребители прицел на излучение не включали, а включили перед самым пуском. Потому что на самолете есть система обнаружения облучения радиолокационными прицелами. Если бы экипаж увидел, что его облучают, то они бы включили систему тепловых ловушек, и еще был бы вопрос, сбили бы или не сбили».
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник Игорь Маликов отметил, что доказать, где был сбит самолет, несложно. «Экраны локаторов фотографируются, особенно в боевых условиях, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Сейчас это элементарно все делается. Да даже если он и залетел на несколько секунд, это не повод стрелять. В холмистой местности очень сложно определить вообще, перелетел ты границу или нет. Боевые действия проходят рядом с этой чертой. Ну перелетел, ну и что? Он же шел без боеприпасов, уже домой, отбомбился».
«Все предупреждения записываются на магнитофоны, – отметил он. – Ну пусть ставят тогда, что они говорили. На какой частоте говорили? Была ли у летчиков настроена радиостанция на эту частоту? В эфире можно болтать что угодно, не факт, что кто-то будет это слышать».