Ополченцы Донецкой народной республики и представители украинской армии завершили самый масштабный обмен пленными. Изначально договоренность была в формате «73 на 73», однако в итоге число освобожденных ополченцев оказалось меньше – 69.
Думаю, проверять это должны следователи, трибуналы по военным преступлениям
«Еще 73 наших военных освобождены из плена в Донецке. Еще 73 семьи скоро встретят своих близких. Слава Украине!» – написал по этому поводу украинский президент Петр Порошенко.
Премьер ДНР Александр Захарченко заявил, что следующий обмен пленными с Киевом состоится «дня через три». Премьер при этом отметил, что количество пленных у донецких ополченцев постоянно растет. «Вчера мы взяли 28 пленных. До 15 человек каждый день берем», – сказал он. По словам Захарченко, украинские военные охотно сдаются в плен, чтобы «остаться в живых».
Он также отметил, что украинская сторона всегда старается затянуть процедуру обмена и проводить ее в темное время суток. «Это делается, чтобы не было видно, в каком состоянии наши люди – избитые и истощенные, с тяжелыми травмами», – сказал он.
Избитые в плену
Пленные, которых отдали ополченцам, свидетельствуют о том, что их постоянно избивали. Один из них – православный священник. По его словам, его взяли в плен за то, что «окормлял свою паству, среди которых были и ополченцы». «Когда узнали, что я священник, то бить стали в два раза больше», – приводит слова священника РИА «Новости».
В этой группе пленных немало активистов, арестованных еще до масштабных боестолкновений последних двух месяцев. Иван Лысенко с позывным «Псих» участвовал в восстании в Краматорске, был арестован СБУ еще весной (видео допроса). Игорь Хакимзянов был четыре месяца назад министром обороны ДНР. После его похищения украинскими спецслужбами в Сети появилось видео, где избитого и раздетого до нижнего белья Хакимзянова допрашивает депутат Верховной рады Олег Ляшко.
«Есть в группе пленных и граждане России. Вячеслав – менеджер по управлению персоналом. Его захватили в Донецке, устроив провокацию, позже обвинили в диверсионной деятельности. Товарищ Вячеслава поехал искать пропавшего и попал в ту же ловушку», – сообщает корреспондент Вести.ru, присутствовавший при обмене.
Напомним, большие группы ополченцев и украинских военных были обменяны также с 11 на 12 сентября возле Константиновки, когда 31 ополченца обменяли на 36 украинских силовиков.
«Я возила продукты и медикаменты для жителей. Однажды под Славянском нашу машину задержали солдаты нацгвардии. Заставили меня с мужем выйти из машины, положить руки на капот, затем надели пакеты на голову, ограбили и увезли. Над нами издевались в Краматорске, а затем вывезли в Изюм. Там нам угрожали, что выпустят на минное поле», – сообщила DNR.Today подробности своего пленения освобожденная в ходе этого обмена председатель Гуманитарного фонда ДНР Лана Белоусова из Енакиево.
Показательная диспропорция
Донецких и луганских ополченцев меняют по общему списку двух республик. «Это общий список, там наши и донецкие вместе, – сообщил глава ЛНР Игорь Плотницкий. – Существует несколько пунктов обмена военнопленными, согласно плану, и по нашему плану (ЛНР) (обмен) будет через Счастье. На сегодняшний день идет просто по той стороне (ДНР), но это общий список Луганской народной республики и Донецкой народной республики», – пояснил Плотницкий.
По данным премьер-министра Донецкой народной республики Александра Захарченко, в плену у донецких ополченцев удерживаются порядка 600 украинских силовиков. На прошлой неделе первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин сообщил о планах поменять в сумме 1,5 тыс. человек с обеих сторон.
По словам директора украинского Центра евразийских исследований Владимира Корнилова, до заключения перемирия обмены пленными были неравнозначными: «Это очень напоминало ситуацию между арабами и израильтянами в 1970-е годы, когда за одного своего солдата Израиль мог отпустить тысячу-другую пленных, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – В Донбассе пропорция была чуть ниже, но – что характерно – за одного пленного донецкого ополченца меняли по пять-шесть украинских солдат. И это показывает характер нынешней украинской армии – израильтяне постоянно демонстрировали эти пропорции, показывая, насколько ценнее один израильский солдат, чем арабские боевики. Теперь долгое время ополченцы демонстрировали, в каком ужасном состоянии находится украинская армия.
Сейчас ситуация выровнялась, и ополченцы поднимают вопрос не только об обмене пленными, захваченными на поле боя, но и массы гражданских активистов, которых сама власть зачислила в ДНР и ЛНР и хватает по всей Украине. Сейчас происходит более равный обмен, вчера произошла очередная волна, но думаю, списками будут еще меняться неоднократно вне зависимости от того, будет продолжаться это перемирие или нет».
Он обратил внимание на то, что многих из людей, которых ополченцы считают пленными, уже, возможно, нет в живых. «К большому сожалению, когда ополченцы предъявляют списки пленным украинским властям, очень многие люди не находятся. Но мы же понимаем прекрасно, что делают боевики всевозможных «батальонов» со своими пленными. Никто не ведет учета, никто не знает, скольких они хватают и сколько людей в итоге остаются в живых. Кроме того, у многих нет достоверных сведений, сколько людей схватили власти Украины по всей стране, приписав их к донецким, луганским или пророссийским «террористам». Это тайна за семью печатями», – сказал эксперт.
Отметим, накануне в Сети появилось видео, где показано, как ополченцы бригады ЛНР «Призрак» обнаружили захоронения нескольких своих товарищей, попавших в плен к нацгвардии. Они были убиты выстрелами в затылок.
В казнях, пытках, издевательствах и других преступлениях обвиняет и украинская сторона ополченцев. «Не сомневаюсь, что злоупотребления происходят и с той и с другой стороны, поскольку и с той и с другой стороны есть отряды, которые действуют автономно и, прямо скажем, не имеют возможности содержать своих пленных в должном порядке, – считает Владимир Корнилов. – Мы слышим истории и с той, и с другой стороны, зачастую абсолютно идентичные. Достоверность этих историй, я так понимаю, каждый воспринимает исключительно с той точки зрения, кого он поддерживает. При этом мы видим доклады международных организаций, которые свидетельствуют о том, что «батальоны» Коломойского преуспевают в пытках, нарушениях законов и т.д. В конце концов, этим прозападным организациям нет никакого смысла оговаривать проукраинскую сторону».
«Думаю, проверять это должны следователи, трибуналы по военным преступлениям, которые наверняка будут созданы», – заключил эксперт.