Выездной туризм в России снизился на 30%, заявил в четверг вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.
Такой хамский исход, который продемонстрировали «Нева», «Лабиринт» и другие, здесь не пройдет
«За прошлый год у нас отмечено 18,3 млн поездок россиян за рубеж и 35 млн поездок в пределах страны. В текущем году по разным причинам выездной туризм снизился на 30%, а внутренний туризм набирает еще большие обороты», – сказал он.
Накануне Ассоциации туроператоров России (АТОР) привели данные, согласно которым банкротства ряда туроператоров привели к снижению продаж на 25%.
О том, в каком состоянии сейчас находится этот рынок, и чего можно ожидать в ближайшее время, газете ВЗГЛЯД рассказал эксперт Общественной палаты России по защите прав туристов и пассажиров Роман Бобылев.
ВЗГЛЯД: Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация после банкротств ряда туроператоров и снижения турпотока в нынешней сезон?
Роман Бобылев: Со своей стороны, я подтверждаю, что поток упал. Но не везде. Все-таки традиционные направления, такие как Турция, думаю, вряд ли упадут. Что касается Европы, то общее падение действительно где-то порядка 30%. По прогнозу в 2015 году, когда необходимо будет подавать данные в Ростуризм для реестра туроператоров, думаю, зарегистрируется не больше половины туроператоров выездного туризма по сравнению с теми, что есть сейчас.
ВЗГЛЯД: Происходит ли сейчас переориентирование на другие направления?
Р.Б.: Не думаю, что идет какое-то переориентирование. У нас есть традиционные массовые туристические направления, есть Европа, есть эксклюзивные, так называемые luxury-направления. Какого-то переориентирования я не замечаю. Да, есть интерес со стороны россиян к Крыму, и количество граждан России, которые за этот сезон посетят Крым, будет больше, чем в предыдущие годы, когда он находился в юрисдикции Украины.
Роман Бобылев (Фото: кадр из видео канала «Россия») |
Но о том, что появились какие-то новые направления, говорить не приходится, все остается на том же самом уровне. И я прогнозирую массовый исход туроператоров выездного туризма, особенно по массовым направлениям. Это будет, это нас ждет.
ВЗГЛЯД: То есть теми операторами, что уже ушли с рынка, дело не закончится?
Р.Б.: Нет, конечно. Ситуация, на мой взгляд, будет развиваться следующим образом. Во-первых, государство дало ясный сигнал, что какие-либо открытые мошеннические схемы здесь не пройдут. И, соответственно, ряд туроператоров уже задумались, что с рынка уходить придется, но придется уходить не со скандалом в сезон, а либо уходить постепенно, сворачивая объемы, либо вообще отказываться от этой деятельности. Но не так, чтобы это делалось за счет страхового покрытия или «Турпомощи», а так называемым естественным исходом: снижение потоков, объемов, переориентацией на какие-то контролируемые потоки туризма.
Следственный комитет ясно дал понять, что уголовные дела, которые возбудили, будут доведены до конца, и такой хамский исход, который продемонстрировали «Нева», «Лабиринт» и другие, здесь не пройдет. Потому что абсолютно понятно было, что проблемы были, и уходить с рынка в сезон – это не совсем нормальное отношение к собственным гражданам. Поэтому туроператоры буду уходить, но в межсезонье.
ВЗГЛЯД: Что делать тем туроператорам, которые заранее бронировали отели, договаривались с авиакомпаниями...
Р.Б.: Такого на рынке уже нет давно. Есть либо авансирование, либо оплата день в день. Заранее никто не платит, потому что серьезными финансовыми средствами не располагают.
У нас серьезных консолидированных брендов в России не больше десяти. А остальное – компании, находящиеся на грани выживания. Но за этими десятью брендами стоит порядка ста юридических лиц. В реестре туроператоров по Москве 1700 туроператоров, насколько мне известно. Из них первой десятке брендов принадлежит где-то сто юридических лиц. Соответственно, 1600 – это почти все неустойчивые туроператоры.
Это неустойчивые финансово компании. На них влияет курс, снижение потока, придумывают они какие-то ситуации с военнослужащими. А причина здесь основная – неграмотное ведение финансово-хозяйственной деятельности. И второе – они не успели перестроиться. В последнее время у нас произошло серьезное реформирование в туротрасли. Соответственно, кто успел модернизироваться, серьезно капитализироваться, кто пошел по пути создания своих принимающих компаний, у некоторых есть свои авиакомпании, свой автобусный парк, – они и стали лидерами. А у всех остальных за душой ничего нет – арендованные столы, стулья и работники, которые если что, сразу разбегаются.
Поэтому у нас в отрасли очень серьезный провал между успешными и капитализированными компаниями и теми, что находятся на грани выживания.
ВЗГЛЯД: Ситуация с массовым банкротством туроператоров отпугнула, наверное, очень многих потенциальных клиентов всех игроков на рынке...
Р.Б.: Отрасль, естественно, дискредитирована банкротствами, особенно на высокий сезон, и здесь особой радости никакой нет. Страдают все абсолютно. Более того, крупные туроператоры и лидеры отрасли страдают еще сильнее. Потому что они все-таки ориентированы на массовые направления и на массовое количество туристов. И когда идет такой провал на 30% – это существенно для российской туротрасли в целом.
Но ничего катастрофического здесь нет. На мой взгляд, идет естественный эволюционный болезненный процесс, когда с рынка уходит большое количество туроператоров. Нам не нужно такое количество туроператоров, занимающихся выездным туризмом. Это просто избыточное количество юридических лиц, которые не могут гарантировать ни безопасности туристов за рубежом, ни оказания качественных услуг.
ВЗГЛЯД: Сколько еще туроператоров уйдут с рынка?
Р.Б.: Думаю, на следующий год в реестре будет не более 500 туроператоров. Остальные реорганизуются, где-то видоизменят свою деятельность.
У нас восемь крупнейших туроператоров делают не менее 70% всего выездного туризма. Это «Пегас», «Библио Глобус», «Тез тур», группа «Одеон» («Корал» и «Санмар»), «Анекс», «Санрайз», «Натали» и «Интурист». По отношению к другим туроператорам они максимально устойчивы, и разрыв по организации бизнеса между перечисленными туроператорами, и мелкими, и средними, очень серьезный. У них есть свои юридические лица, совокупно это примерно 100 юридических лиц в реестре туроператоров.
Это серьезно капитализированные компании. У них есть свои авиакомпании, отели либо в собственности, либо в аренде, и так далее. Это компании, которые развивают свой бизнес, а не занимаются просто перепродажей, как большинство туроператоров.
Те времена, когда можно было просто заниматься перепродажей в турсекторе, прошли. Дальше уже так работать нельзя.
Но есть и качественные маленькие и средние туроператоры, такие как «Мальдивиана» или «Музинидис». Последний – уважительный пример маленького туроператора, который делает до полумиллиона туристов в год по одному направлению. То есть, я не к тому, что всех надо разогнать. На мой взгляд, мелкие и средние туроператоры должны сконцентрироваться на качестве и на эксклюзивности услуги. Сейчас они пытаются дать конкурентоспособную цену по сравнению с лидерами, но они этого сделать не могут. У крупного туроператора свой отель, своя перевозка, своя авиакомпания, свои принимающие. У него все находится в одном кулаке и в одном кармане, у него по определению будет дешевле. Речь идет о массовых направлениях. Маленьким и средним компаниям там делать нечего. Можно конкурировать лишь за счет цены, то есть, работать себе в убыток и устраивать пирамиды.
ВЗГЛЯД: Не приведет ли массовый уход туроператоров с рынка к проблемам простых людей, как это уже было этим летом?
Р.Б.: Не приведет. Государство ясно дало понять, что рассчитывать на какие-то мошеннические схемы, на страхование и на фонд «Турпомощь» сейчас небезопасно, могут быть санкции. Соответственно, надо уходить в межсезонье. Да, уходить с долгами перед авиакомпаниями, перед отелями – это итог неправильной финансово-хозяйственной деятельности, – но не кидать туристов. Думаю, такой вектор и будет взят.
ВЗГЛЯД: Много ли людей потеряют работу в связи с уходом с рынка около тысячи туроператоров?
Р.Б.: Люди не потеряют работу. Эти мелкие туроператоры, как показывает опыт, уходят либо в турагентский сектор, либо под крупных и начинают продавать их туристический продукт. Это удобно абсолютно всем. У нас есть средние и мелкие туроператоры, которые находятся под крупными и продают исключительно их продукт.
Эти люди никуда не денутся, это все должно трансформироваться. Тут надо думать о безопасности российских граждан за рубежом, об испорченном отдыхе и о колоссальных денежных средствах, которые тратят наши туристы и на выходе ничего не получают.
Речь не о сохранении малого и среднего бизнеса. Он и так там останется. Вопрос в том, что он должен быть эффективным, и с рынка надо выметать мошенников, которые работают путем построения пирамиды, а их очень много.
ВЗГЛЯД: Что бы вы могли посоветовать тем, кому предстоит отправиться в отпуск в ближайшее время?
Р.Б.: Если человек едет по массовым направлениям, я бы рекомендовал пользоваться услугами крупных известных марок. Именно крупных, не средних, у нас все путают! «Нева» и «Лабиринт» не были сверхкрупными и капитализированными компаниями. Да, они возглавляли рейтинг средних компаний, но не были лидерами отрасли.