Страсти по Украине в социальных сетях не утихают ни на секунду, и поводом может стать любая запись. В среду предметом жесточайшей дискуссии оказался пост бывшего главного редактора Lenta.ru Галины Тимченко.
Нужно поощрить КВС Максима N. за великолепное чувство юмора, знание истории и безопасность полета
Она от имени своего друга написала публичную жалобу в адрес компании «Трансаэро». В тексте рассказывается о некорректном поведении пилота самолета, совершавшего рейс из Риги в Москву:
«Уважаемые сотрудники «Трансаэро», нельзя ли провести беседу с вашими экипажами, чтобы они не транслировали свои убеждения пассажирам? Друг только что приземлился во Внуково, позвонил в гневе, сам не может запостить в соцсети пока, попросил меня.
Рейс UN 252 из Риги, командира зовут Максим. Далее только цитаты: «Мы будем пролетать над Белоруссией, ПВО которой защищают нас от Украины и ее ракет». Перед снижением: «Мы начинаем снижение, чтобы приземлиться в столице Российской империи – городе Москве». То же и по-английски. Русские пассажиры собрали данные, чтобы написать коллективную жалобу. На что это похоже? Как такое вообще возможно?»
Компания немедленно отреагировала на пост Тимченко: «Галина, здравствуйте! Конечно, подобные фразы из уст летного экипажа некорректны. Данная информация будет доведена до сведения руководителей летного департамента для осуществления проверки».
Обычные пользователи Фейсбука с «Трансаэро» в основном не согласились.
«Трансаэро», лучше наградите пилотов. Все правильно они сделали. Лично мне было бы приятно знать, что борт не летит над территорией недружественного государства, у руководства которого поехала крыша во все стороны. А империей Россию называли исторически», – написала одна из читательниц.
Пользователь Андрей Ушаков похвалил командира: «Летчик – орел! Все правильно сделал. «Трансаэро», не смейте трогать отличного парня!»
«Относиться к действиям командира можно как угодно, но столица Российской империи – Санкт-Петербург все-таки», – справедливо заметил Антон Запускалов.
Пост с обвинениями в адрес пилота собрал достаточно комментариев, смысл которых сводится к тому, что винить пилота не в чем.
Открытое письмо Тимченко не оставило равнодушным и депутата Госдумы Михаила Дегтярева, который в своем блоге призвал авиаперевозчика не наказывать командира экипажа, а наоборот, поощрить его:
«Нужно поощрить КВС Максима N. за великолепное чувство юмора, знание истории и безопасность полета».
Восторг Дегтярева разделил и депутат Роберт Шлегель, написавший в Твиттере: «Это сильно!»
Вместе с тем коллеги командира воздушного судна полагают, что пилот был неправ. «И то, и другое высказывание некорректны. Ни одному командиру корабля, ни одной авиакомпании нашей страны не предписано произносить такую информацию. Командир корабля имеет право обращаться к пассажирам только с деловой конкретной информацией, без какой-либо политизации или выдавания желаемого за действительное.
Кто написал четыре миллиона доносов?
Легкий юмор в речи допустим, который поймет каждый пассажир. Командир обязан информировать обо всех вещах, которые делаются в момент взлета или посадки. Или обратиться лично к пассажирам, если произойдет нештатная ситуация, чтобы все к ней приготовились. Этот командир понесет ответственность и наказание, потому что нарушил существующие правила», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов.
Как уточнил газете ВЗГЛЯД представитель компании «Трансаэро», «проводится объективное служебное расследование. На его основании будут сделаны выводы, о которых мы проинформируем». Он сообщил, что в компании существует «строжайший» регламент, что и когда должен говорить пилот, не раскрыв, однако, какого рода ответственность предусмотрена за его нарушение.
Ситуация по правилам требует внутренней проверки, чем и занята авиакомпания.
Пока же стоит представить себе, что случилось бы, если бы кто-то в самолете, подлетающем к Нью-Йорку после 11 сентября 2001 года, сказал бы вслух:
«Мы приближаемся к колыбели демократии, и наши ПВО надежно охраняют небо от террористов». Бросились ли бы бдительные американские пассажиры писать жалобы? Стали бы возмущаться израильтяне, если бы пилот за пару минут до посадки произнес что-нибудь успокаивающее о том, что палестинские ракеты их не достанут и система «Железный купол» работает отлично?
Нарушение регламента врял ли нужно оправдывать, однако речь в данном случае идет совсем о другом. Компания «Трансаэро», конечно, сама решит, что ей делать с пилотом, и не дело вмешиваться в кухню коммерческой организации, но дело не только и не столько в пилоте.
Писатель Сергей Довлатов в предисловии к повести «Зона» отметил:
«Мы без конца проклинаем товарища Сталина... И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?».
«Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Какого-нибудь рецидивиста я легко мог представить себе героем войны, диссидентом, защитником угнетенных», – продолжает автор.
Во время войны на Украине отечественная либеральная интеллигенция, которая всегда выступала в качестве «защитника угнетенных» (о качестве этой защиты и о самих угнетенных промолчим), превратилась в доносчиков и защитников убийц и палачей, расстреливающих мирные города Донбасса.
Главное – не забыть об этой удивительной метаморфозе, когда все закончится и вчерашние палачи снова станут «защитниками».
Надеемся, что пока пилот отделается выговором. Ведь ругают его не за нарушение регламента (о нем в возмущенном посте нет ни слова), а за излишние симпатии к России.
Продолжение темы: В Трансаэро не нашли подтверждения жалобе Галины Тимченко на излишний патриотизм пилота