Президент Путин провел во Владивостоке совещание, посвященное созданию судостроительного комплекса «Звезда».
Дальний Восток сейчас превращается в мощный промышленный кластер
Глава государства заявил, что развитие судостроения имеет особое значение, поскольку дает импульс многим смежным отраслям, передает ТАСС. «Судостроительный кластер на Дальнем Востоке должен стать крупным производственным центром, который будет выпускать и обслуживать суда разных классов, прежде всего для нашего внутреннего рынка. Такой запрос со стороны отечественных покупателей есть», – сказал Путин, передает РИА «Новости». Президент подчеркнул, что отечественные верфи должны играть ведущую роль в строительстве судов для сферы транспорта и топливно-энергетического комплекса.
«Конъюнктура благоприятная»
Путин напомнил о планах ведущих нефтяных и газовых компаний России по дальнейшему освоению шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики, а также о растущем значении Северного морского пути. «Все это подразумевает большой объем заказов на надежные, современные суда», – подчеркнул глава государства. «И принципиально важно, чтобы в борьбе за эти заказы на ведущие роли выходили именно отечественные верфи. Чтобы масштабные проекты в сфере ТЭКа, на транспорте загружали мощности российских, а не зарубежных предприятий», – добавил он.
«При этом наши судостроители должны предложить по-настоящему качественный продукт», – заявил Путин. Он призвал использовать наработки российских судостроителей в производстве буровых платформ, геологоразведочных судов и судов-снабженцев, а также судов ледового класса. «Эти конкурентные преимущества необходимо воплотить в реальные, экономически эффективные проекты», – подчеркнул президент.
«Там, где это необходимо – нужно перенимать зарубежный опыт. Входить в технологические альянсы с ведущими мировыми производителями», – заявил Путин.
По мнению председателя думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, российские специалисты имеют хорошие наработки в проектировании специализированных судов, и это может стать конкурентным преимуществом в условиях западных санкций. «Президент сказал делать акцент на строительстве судов ледового класса, на строительстве сегментов буровых платформ, что сейчас важно, особенно для работы на арктическом шельфе. Эти задачи сейчас достаточно амбициозны, и тем не менее вполне реалистичны. Есть задел и кадровый, и технологический. Есть проблема с завершением технического перевооружения, с закупкой нового оборудования, но в этом сегменте Министерство промышленности показывает устойчивые хорошие результаты», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Интеграция всех структур в Объединенную судостроительную корпорацию завершилась, – отметил парламентарий. – Конъюнктура, которая сейчас складывается, очень благоприятная: санкции, которые в некоторых отраслях представляют серьезную угрозу, в судостроении, учитывая, что у нас хорошие традиции во всех его сегментах, существует большой технологический и научный задел. Нами принята госпрограмма развития судостроения. Государство полноценно дает финансирование, кадровые проблемы по большей степени тоже решены. Самое главное – существует емкий государственный заказ. Дальний Восток сейчас превращается в мощный промышленный кластер. Восточный вектор развития промышленного сегмента нашей страны, во-первых, дает возможность изменить демографическую ситуацию, а с другой стороны – формирует существенную налоговую базу. Россия сейчас осознала, что мы не можем конкурировать в неспециализированной техникой, например с Южной Кореей, которая имеет низкие издержки, но она изготавливает неспециализированные, достаточно простые суда», – добавил он.
«Точка приложения – нестандартная сложная судовая техника. Это техника ледового класса, специальный танкерный флот, и это изготовление отдельных сегментов и законченных конструкций для платформ бурения», – говорит депутат.
Что касается военного судостроения, то оно, по словам Гутенева, как и вся оборонная промышленность, сейчас находится в более конкурентоспособном состоянии, чем гражданская отрасль. «У нас никогда не было там большого провала. И в военно-техническом сотрудничестве военное судостроение занимает значительную составляющую. Мы знаем, как замечательно работает калининградский «Янтарь», огромные успехи у Севмаша в том, что касается подводного флота, успешно была завершена процедура адаптации под индийского заказчика нашего авианосца, эксплуатация которого вызывает у индийской стороны только положительные эмоции. Есть, конечно, амбициозные проекты: корветы океанского класса, разработка нового облика авианесущих крейсеров, разработка нового поколения многоцелевых АПЛ. Очень важно, чтобы потенциал, который есть в военном судостроении, сочетался с потенциалом, который есть в строительстве судов специального назначения. Это формирует большие перспективы», – сказал депутат.
Звучала критика
По итогам заседания глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что президент выступил с критикой подчиненных за отсутствие планов судостроительного кластера на Дальнем Востоке после 2018 года. «Звучала критика от президента, что на сегодняшний день пока еще до конца не сформирован весь пакет заказов на период за горизонтом до 18-го года на этой верфи по гражданским проектам», – сказал он.
«Наши компании, которые заинтересованы в заказах судов такого класса, должны также в ближайшие сроки завершить эту работу, которая ведется на протяжении больше года, чтобы этот проект был до конца сверстан как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения обеспечения заказов и обеспечения кадровой составляющей», – сказал он.
Министр сообщил, что сейчас будут формироваться заказы судов, которые можно строить на тяжелом стапеле.
«На сегодняшний день есть понимание, что с 16-го года строим эту номенклатуру судов, и первые заказы будут обеспечены со стороны Роснефти – начиная от судов снабжения до малых танкеров. Это дает четкую загрузку и платформу для того, чтобы наращивать компетенции», – сказал Мантуров.
Отвечая на вопрос о перспективах строительства супертанкеров, министр сообщил, что они могут строиться при завершении первого этапа реализации программы и после принятия решения по второму этапу – строительство сухого дока, без которого суда такого класса строить невозможно. По его словам, решение по строительству сухого дока будет выработано до весны следующего года. Ранее планировалось его соорудить после 2016 года.
Кроме того, Мантуров рассказал, что планируется создать инжиниринговый центр с привлечением лучших технических инженерных специалистов, в том числе из северо-западной части ОСК, и партнерской верфи в Финляндии, имеющей опыт строительства судов такой категории.
«Что касается технологий, если нам недостаточно будет технологий, которые мы уже нарастили, а у нас уже достаточно компетенции, чтобы реализовывать строительство судов, предусмотренных на первом этапе, если нам потребуются иностранные технологии, в первую очередь это касается судового оборудования, мы будем привлекать иностранных партнеров», – сказал он.
Промышленный комплекс по производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородов создается на базе одноименного судоремонтного завода в приморском городе Большой Камень.
Как ожидается, новая судоверфь начнет работу в 2018 году и приступит к производству, в частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. кубометров, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. Предполагается, что после ввода в эксплуатацию на заводе будут работать 6,5 тыс. человек.