Видеокадры с актером Михаилом Пореченковым, стреляющим из пулемета в районе донецкого аэропорта, послужили поводом для бурных дискуссий в России.
«Увлекся немножко»
Предметом внимания общественности стал даже не сам факт того, что актер взял в руки оружие – все, кто находятся в Новороссии, сделали это добровольно, – а то, что, стреляя, он был в каске с надписью «Пресса». Сам Пореченков пояснил, что каску надел такую, какая была в наличии, а по людям не стрелял. «Естественно, это были постановочные кадры и даже патроны холостые. Зачем же раздувают так эту историю?» – сказал Пореченков в интервью ТАСС.
Он надел каску с надписью «Пресса» и фактически обнулил гарантии для представителей СМИ, которые всегда над схваткой
«Каску я надел просто ради моей безопасности. Другой, кроме как с этой надписью «Пресса», под рукой не оказалось», – пояснил он. Комментируя заявления украинских СМИ о том, что он якобы целился в сторону украинских силовиков, Пореченков сказал: «Ни в кого не стрелял ни в аэропорту, ни еще где бы то ни было в ходе своего пребывания на территории ДНР».
Командир гуманитарного батальона Новороссии Андрей, бывший свидетелем этих событий, рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Пореченков, увидев крупнокалиберные пулеметы у ополченцев, выразил желание пострелять из такого оружия. «Очень хороший сюжет. Вхолостую он выстрелил. Он не по людям стрелял, не переживайте. Он просто хотел пострелять, ему дали пострелять. Поставили ему мишень, какую-то цель. Просто хорошенько отвел душу, настрелялся, довольный, ему понравилось», – сказал он. На вопрос, почему Пореченков был одет в защиту, которую используют сотрудники СМИ, собеседник ответил, что это было сделано, чтобы защитить артиста от обстрела со стороны киевских силовиков.
Судя по обсуждениям в блогах и соцсетях, многие, как и сам актер, не понимают, в чем проблема. Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев объяснил: «Если будут убиты или ранены журналисты, пусть Пореченков знает, что их кровь – на его руках и что он не имел права брать в свои руки оружие», – сказал он. По его словам, ему «горько и обидно, когда одним мгновением разрушается то, за что мы боролись последние годы по защите журналистов».
Осудили поведение актера и в Союзе журналистов России. «Мы приняли заявление. Мы осуждаем, считаем, что это цинично, грязно, учитывая все происходящее не только в горячих точках, где военные операции проходят, но и вообще. Журналистов столько погибло, не расследованы убийства, они не защищены работодателями. И в это время делать такие видеоряды. Тем более актер хороший, у него хорошая репутация», – сказал Всеволод Богданов РИА «Новости».
«Мы глубоко сожалеем о безответственном поведении актера Пореченкова, сопровождавших и принимавших его лиц, допустивших появление актера в Донецке в каске с надписью «Пресса». Еще более возмутительным является то, что актер Пореченков в этой каске позволил себе позировать перед камерой, стреляя (или имитируя стрельбу) из крупнокалиберного пулемета в районе местного аэропорта, где до сих пор не удается добиться выполнения соглашений о прекращении огня.
Мы надеемся, что актер Пореченков принесет публичные извинения журналистам, рискующим жизнью, выполняя свой профессиональный долг в зоне вооруженного конфликта, и для которых слово «Пресса» на экипировке часто оказывается единственной зыбкой защитой от пули», – говорится в официальном заявлении союза.
Член комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Сергей Ряховский также считает, что Пореченкову следует извиниться. «Я считаю, что он великолепный актер, но он перешел некую нравственную, этическую границу, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Даже неважно, были ли патроны холостыми. Но он надел каску с надписью «Пресса» и фактически обнулил гарантии для представителей СМИ, которые всегда над схваткой и только честно описывают любые события, мирные и военные. Они неприкосновенны. А он человек публичный, его лицо известно. Мне кажется, это произошло либо по глупости, либо по какому-то злому наущению».
«Это не снимать кино. Может, человек увлекся немножко, подумал, что он где-то на съемках. Иногда бывает, что артист вживается в образ, и потом этот образ становится частью жизни. Мне кажется, нужно принести извинения и сказать, что пресса остается независимой, свободной и защищенной в любых условиях военного или мирного времени», – добавил он.
Член ОП подчеркнул, что все дело именно в каске с опознавательными знаками: если бы Пореченков не надел ее, это был его личный нравственный выбор как человека и гражданина, и он бы сам нес за него ответственность.
«Там был Иосиф Кобзон, который приехал на свою малую родину, и он имел право там петь гимны, песни и все. Но он не надевал каску, не брал в руки оружие. У прессы оружие – это слово, в первую очередь, а не пулемет. Здесь Пореченков перепутал, он вложил журналисту в руки автомат», – сказал Ряховский, вспомнив о скандальных кадрах начала 90-х: тогда весь мир обошло видео с русским писателем Эдуардом Лимоновым, стрелявшим из пулемета по Сараево, после чего он стал «нерукопожатным» у многих западных интеллектуалов. Однако даже Лимонов не носил опознавательных знаков нонкомбатанта.
Два дела
Тем временем украинские чиновники объявили об уголовном преследовании Пореченкова. Поводом для них послужил сам факт того, что актер стреляет из оружия. Следователи украинского МВД возбудили дело по статье «Участие в незаконных вооруженных формированиях» (до 12 лет лишения свободы), а следователи СБУ – по статье «Участие в террористической деятельности» (до 15 лет).
Однако, учитывая, что Пореченков отрицает факт стрельбы в сторону людей, у украинских следователей должны возникнуть затруднения со сбором доказательств, считают юристы.
«Может, он просто баловался, – размышляет в интервью газете ВЗГЛЯД адвокат по международному праву Игорь Головешкин. – Как можно возбуждать уголовное дело, если не доказано, что он стрелял умышленно и участвовал в каких-то формированиях? Во-первых, выложенные кадры могут быть сфальсифицированы. Надо проверить, прежде чем говорить о доказанности его вины. Во-вторых, необходимо установить причины: зачем он стрелял и каким образом он стрелял», – пояснил газете ВЗГЛЯД Головешкин.
Президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин в свою очередь заметил, что основанием для возбуждения уголовного дела для руководителей органов может быть хоть анонимный звонок. «Если по данному факту будут проведены все проверки и будет доказательство, что актер нарушил уголовное законодательство, то потом в определенный срок его могут объявить в международный розыск. Тогда да, это скажется на его поездках. Но, как правило, в такой розыск объявляют по очень серьезным преступлениям», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Ранее украинский министр внутренних дел Арсен Аваков высказал уверенность в том, что Пореченков окажется перед украинским судом. «Пореченков будет объявлен в розыск с санкцией – арест. Неизбежно будет подключение к розыску и Интерпола. Следователи убеждены, что при столь очевидных доказательствах преступления, решении суда – Интерпол активно поддержит розыск, и Пореченков не сможет перемещаться по миру, вне России, не будучи арестованным и экстрадированным в Украину», – написал он в Facebook* (орфография и пунктуация сохранены).
Отметим, что сам Аваков в прошлом году стал фигурантом уголовного дела на Украине, которое после Майдана было закрыто. В России он обвиняется в тяжких преступлениях и сейчас, о чем сам с гордостью пишет, будучи уверенным, что в Россию он никогда не попадет. При этом украинские силовики возбуждают дела и против российских следователей, которые возбудили дела против украинских должностных лиц. Юристы отмечали, что Интерпол не обязан исполнять судебное решение той или иной страны об аресте и выдаче того или иного гражданина (особенно не гражданина страны, обратившейся в Интерпол), и каждый раз принимает решение, исходя из конкретных обстоятельств.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ