В четверг президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, направленный на противодействие обороту новых психоактивных веществ, так называемых спайсов.
Даже без летального исхода последствия совершенно жуткие с точки зрения психопатологии. Это шизофреноподобное состояние
Законопроект относит к ним вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для жизни и здоровья, но в отношении которых не установлены санитарно-эпидемиологические требования или меры контроля за их оборотом. Поправки в Уголовный кодекс полностью запрещают их оборот в России.
За оборот спайсов вводится уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 30 тысяч рублей либо ограничения свободы на срок до двух лет. Если преступление носит групповой характер с причинением тяжкого вреда здоровью, штраф повышается до 200 тысяч рублей, а также вводятся обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до пяти лет.
Предусматривается также возможность лишения свободы на срок до шести лет. В случае наступления летального исхода виновные в распространении спайсов наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет. Законопроектом также предусматривается административная ответственность за потребление спайсов.
Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) предлагается наделить полномочиями по формированию реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Он будет размещен в интернете. В конце сентября ФСКН просила о расширении своих полномочий на фоне сообщений о массовом отравлении неизвестным веществом.
Ранее глава ведомства Виктор Иванов высказывался по поводу того, что российским наркополицейским не хватает полномочий. А в начале октября Иванов раскритиковал ряд ведомств, в том числе Минздрав, которые выступили против введения механизма временного запрета на новые химические вещества с психоактивным и наркотическим эффектом. «Уже три года как ФСКН России добивается, чтобы в России также был введен институт временного приостановления оборота новых веществ, в отношении которых поступила проверенная, подчеркиваю, проверенная и протокольно зафиксированная информация об их психоактивном воздействии», – говорил Иванов, добавляя, что у тех, кто будет неудовлетворен таким порядком, всегда будет возможность оспорить его в суде.
Глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая («Единая Россия») сообщила, что президентский законопроект рассмотрят в приоритетном порядке. «Инициатива президента, без сомнения, попадет в число приоритетных. Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрит этот законопроект на своем заседании уже 10 ноября», – сказала Яровая.
По ее словам, законопроект «дает возможность оперативного правового, эффективного реагирования на угрозу, которая связана с опасностью для жизни и здоровья, прежде всего молодого поколения», подчеркнув, что пока нет оперативной процедуры принятия решений по включению в запрещенный реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. «Вместе с тем они направлены на массовое поражение, прежде всего молодежи, причем с необратимыми последствиями, выражающимися не только в виде социальной и физиологической деградации, но и в виде прямого убийства», – считает депутат.
В свою очередь председатель комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Калашников (ЛДПР) тоже считает законопроект правильным. «Надо ужесточать, потому что спайсы – такие же наркотики, как и все остальное. Сам текст закона я еще не видел. Возможно, потребуются какие-нибудь поправки. Но сама идея, безусловно, приветствуется», – сказал Калашников газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь заведующая детским реабилитационным отделением МНПЦ наркологии Вероника Готлиб также поддерживает законопроект. По ее словам, синтетические каннабиноиды, которые в обиходе называют «спайсами», «действительно страшные». «Даже без летального исхода последствия совершенно жуткие с точки зрения психопатологии. Это шизофреноподобное состояние. Многие потребители каннабиса и его производных перешли на все эти смеси именно потому, что они как бы «легальные». Если за марихуану и гашиш их могли задержать, то за это – нет», – сказала Готлиб газете ВЗГЛЯД.
По ее словам, запрет нужен, потому что все эти смеси – чистой воды наркотики, и «у них присутствуют все признаки наркотической зависимости».
Ранее врач-нарколог Александр Данилин говорил газете ВЗГЛЯД, что должен быть инструмент для временного изъятия пусть еще не запрещенного, но опасного вещества. «Посудите сами, на рынок попало некое вещество, которое не запрещено, но уже убило 25 человек... Это не просто наркотик, это яд, кошмар. Полиция должна иметь возможность его изъять, иначе люди отравятся», – отмечал эксперт.
Однако президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков считает, что первым делом нужно «развивать политику снижения спроса на наркотики», «а спрос, как известно, рождает предложение». Он опасается, что, «как только мы начнем, не снижая спроса, изымать те или иные химические вещества, на рынке будут появляться новые, приводящие к еще более тяжелым последствиям».
Готлиб согласна, что одними запретительными мерами проблему не решить и «это должна быть грандиозная программа». «Положа руку на сердце, я не понимаю, как должна строиться профилактика. На мой взгляд, профилактика должна начинаться с момента беременности и рождения ребенка. Основная база закладывается в семье. Семейные конфликты и отношения чаще всего приводят к тем отклонениям, которые демонстрируют подростки, а это, естественно, группа риска. Страшилки показывать бесполезно. Большой процент подростков если не на себе, то на друзьях и на знакомых наблюдали процесс употребления спайсов. Сейчас все мои пациенты знают, что это жуткая синтетика, что там используются растворители типа ацетона. Раньше все это преподносилось как натурпродукт, и что нет никакого вреда. Но даже знание о том, как производятся эти вещества, не останавливает», – говорит эксперт.
По ее словам, в борьбе с наркотиками должна быть последовательность, и нельзя возлагать всю ответственность на правоохранительные органы. «Они будут работать, будут изымать. Но будет находиться что-то третье. Здоровый образ жизни должен перестать быть набившим оскомину, он должен стать привлекательным, ценностным, статусным. Если несколько лет назад темой профилактики был «альтернативный кайф», то сейчас даже некоторые подростки, которые участвуют в экстремальных видах спорта, используют наркотики с точки зрения подавления страха. Ценностные ориентиры у людей немного нарушены. Нужно позитивное подкрепление. Просто давить – это одна часть проблемы. Нужно подкреплять то, что является здоровым, а с этим пока плохо. Когда на Дне здоровья людям после погружения в прорубь подносят рюмку водки – о чем тут говорить», – констатирует Вероника Готлиб.
Накануне в ФСКН заявили, что после отравления спайсами в регионах России погибли более 40 человек, более 2 тыс. пострадали. Кроме того, наркополицейским удалось добиться запрета трех психоактивных веществ, вызвавших в сентябре волну массовых отравлений. Во вторник правительство внесло в список запрещенных веществ так называемые дизайнерские наркотики.
Сообщения о массовых отравлениях и гибели людей после употребления неизвестного психоактивного вещества стали появляться с середины сентября из разных регионов России. В частности, сообщалось о пострадавших в Сургуте, Кирове, Нефтекамске, Новом Уренгое, Пензе, Крыму и в Москве.