«Это население большого города»
В понедельник правительство приняло ФЦП по повышению безопасности на дорогах на период с 2013-го по 2020 год, передает РИА «Новости».
Есть предложение поддержать программу. Нет возражений? Принято
«Есть предложение поддержать программу. Нет возражений? Принято», – сказал премьер Дмитрий Медведев на заседании кабинета.
По его словам, общий объем финансирования программы планируется в размере более 32 млрд рублей. Из них за счет средств федерального бюджета будет выделено 17 млрд, еще 14 млрд дадут региональные бюджеты, 1 млрд поступит из внебюджетных источников.
Эти средства он призвал расходовать с максимальной эффективностью.
«Мы понимаем, что эта программа не решит всех проблем. Нужны дальнейшие шаги по повышению ответственности участников дорожного движения, причем всех без исключения», – сказал премьер-министр и добавил, что часть ДТП случаются из-за небрежности участников движения: «Нам нужно осваивать зарубежные практики, развивать систему фото- и видеофиксации и, конечно, объединять усилия государства, общественности, самих водителей и пешеходов».
Аналогичную ФЦП по повышению безопасности на дорогах, которая действовала с 2006-го по 2012 год, Медведев оценил положительно: «Она в целом имела положительную динамику, привела к существенному снижению дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что за годы действия программы такой травматизм и количество погибших в ДТП – самая тяжелая цифра – сократились практически на 20%».
«Тем не менее уровень травматизма и уровень смертности на наших дорогах, по сравнению с развитыми странами мира, остается недопустимо высоким. Если говорить прямо, буквально в разы – в пять, в восемь раз превышает показатели за рубежом», – добавил он.
По словам Медведева, «фактически в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнут и получают увечья более 280 тыс. человек – по сути, это население большого российского города».
«Планируем снизить число погибших на 28,8%»
В свою очередь глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что его ведомство рассчитывает к 2020 году сократить смертность в ДТП почти на треть, передает ИТАР-ТАСС.
«В 2016 году планируется снизить число погибших в ДТП на 5,3%, а к 2020 году – на 28,8%», – уточнил министр.
Глава МВД пояснил, что федеральная программа нацелена на то, чтобы повысить культуру поведения на дорогах, усилить требования к подготовке водителей в автошколах, а в детских садах и школах будет развернута мощная информационно-пропагандистская работа среди детей, также МВД будет строго следить за использованием детских автокресел, которые снижают вероятность получения травмы на 70%.
«При подготовке проекта новой программы мы исходили из необходимости максимального снижения отрицательных последствий дорожных инцидентов, – заверил глава МВД. – Прежде всего, речь идет о поведении самих участников дорожного движения – необходимо укреплять дисциплину, формировать негативное отношение к нарушениям правил дорожного движения».
Для решения этой задачи будут «совершенствоваться формы и методы контроля, а также вестись разъяснительно-профилактическая работа». Кроме того, запланированы мероприятия по повышению уровня технического состояния ТС.
«Прежде всего, это определение параметров оценки работоспособности современных зарубежных новинок, подготовка рекомендаций по их адаптации к российским условиям, будут разработаны прикладные программы моделирования движения транспортных средств», – перечислил министр.
А для улучшения безопасности пешеходов на переходах планируется чаще применять современные технические решения, оборудовать светофоры, дорожные знаки и «лежачих полицейских».
«Интерфакс» добавляет к приоритетам новой программы создание пунктов экстренной медицинской помощи для быстрого реагирования при автокатастрофах и внедрение прикладных программ моделирования движения транспортных средств.
Сэкономили втрое
Между тем «Коммерсант» отмечает, что не все так радужно. Начать хотя бы с того, что год назад бюджет этой же ФЦП на 2013–2020 годы планировался на уровне 99 млрд рублей, а теперь составляет лишь 32 млрд.
#{smallinfographicleft=555161}В правительстве при этом не объяснили, почему было столь серьезное сокращение, остается лишь строить догадки по этому поводу. Самая реалистичная из них связана с тем, что это решение почти совпало с сокращением расходной части российского бюджета.
Кстати, и предыдущая программа во многом аналогичной ФЦП по безопасности на дорогах, которая действовала с 2006-го по 2012 год, также финансировалась в большем объеме – 48 млрд рублей.
Точные параметры новой ФЦП на сайте правительства еще не появились. Однако в предыдущей версии концепции этой программы, опубликованной в конце прошлого года, содержались следующие цифры.
Так, при значении смертности на дорогах страны в 2010 году в 26,5 тыс. прогнозировалось, что при инерционном варианте развития событий к 2020 году она составит уже 32,4 тыс. человек. При этом, направив в программу 99 млрд рублей, разработчики надеялись снизить эту цифру к 2020 году до показателя от 19,9 тыс. до 22,3 тыс. человек (в зависимости от разных пропорций источников финансирования).
А в доказательство положительного эффекта от прошлой программы МВД и правительство сообщали следующие сведения:
«В 1997–2003 годах – период деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода – было существенное ухудшение ситуации с аварийностью, в частности рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за шесть лет составил 28,7%».
В 2004–2005 годах – «период начала действия программно-целевого подхода» – было зафиксировано сокращение числа погибших в ДТП на 4,6%.
В 2006–2007 годах – период начала действия прежней ФЦП – число погибших в ДТП сократилось на 1,9%.
В 2008–2010 годах отмечался уже «период интенсивного снижения» смертей, по сравнению с 2007 годом, оно составило 20,2%.
А в 2009 году даже удалось достичь «15-летнего минимума числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год».
«За годы реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» Россия вошла в число стран – лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах, существенно опередив по этому показателю практически все европейские и азиатские страны, США и Австралию», – отмечали разработчики.
«За эту сферу нет ответственных»
Между тем опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты не без скепсиса оценили как прежнюю программу, так и нынешнюю.
Мы знаем, что за дефолт отвечает министр финансов, за оборону – министр обороны, а за смерти на дорогах кто?
Так, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин предположил, что уменьшение финансирования ФЦП стало реакцией на ее неэффективность.
«Там процентов 40 шло на «говорильню»: разные конференции, семинары, обсуждения. Еще значительные средства шли на неэффективную социальную рекламу – например, развешивание вдоль дорог щитов с призывом: водитель, соблюдай правила дорожного движения. Такая реклама, разумеется, ни на кого не подействует, но деньги выделяются», – рассказал Похмелкин.
Также он предположил, что, «как и в любой другой бюджетной программе», в ФЦП, возможно, присутствовал элемент воровства.
«Но самое главное – мы практически не видим отдачи от программы. Меня также угнетает, что за эту сферу нет ответственных. Мы знаем, что за дефолт отвечает министр финансов, за оборону – министр обороны, а за смерти на дорогах кто? ГИБДД? Но это даже не самостоятельный орган, а подразделение МВД, у которого и других проблем хватает», – отметил эксперт.
По словам Похмелкина, четкую взаимосвязь между направлением средств из предыдущей программы и отражением этого на итоговой статистике установить затруднительно.
В свою очередь и член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов сказал, что старая ФЦП реализовывалась не очень грамотно.
«Там, к примеру, значилась разработка критериев для допуска инвалидов к дорожному движению. Деньги на это куда-то ушли, а критериев как не было, так и нет. Другой пример – аптечка. На разработку новой аптечки было потрачено несколько миллионов. А в итоге туда добавили бинты и сделали из нее западный аналог. Но на Западе такая аптечка существует, потому что там водитель боится оказать помощь, чтобы его потом не обвинили в неправильных действиях. Поэтому там нет лекарств, только бинт, чтобы только перетянуть что-то или перевязать. У нас же люди не боятся оказать помощь, могут и нашатырь дать, но в аптечке его нет... И на что потратили средства разработчики аптечки – непонятно», – рассказал эксперт.
При этом он уточнил, что много вопросов у него даже не к МВД, а к различным смежным министерствам: Минздраву, Минобразования.
«Я считаю, что многие научные разработки в рамках ФЦП не имели никакой практической отдачи. И сейчас лучше деньги направить на какие-то реальные вещи: постройку туннеля, моста, пешеходного перехода там, где его нет и где гибнут люди. На пропаганду тоже нельзя денег жалеть», – сказал Холодов.
Вместе с тем собеседник газеты ВЗГЛЯД признал, что смертность на российских дорогах в предыдущие годы реально сократилась. Этому, в частности, поспособствовало увеличение штрафов. Однако по остальным аспектам эксперт, как и предыдущий, не смог оценить конкретное отражение в статистике конкретных решений в рамках ФЦП.
«Говорить о том, какая запятая снизила смертность, невозможно. Но в целом определенный положительный эффект был. И это результат даже не конкретной программы, а того, что государство в принципе озаботилось этим вопросом», – подытожил он.
В свою очередь экс-глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров отметил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД, что сокращение финансирования программы, «конечно, не улучшит ситуацию», однако рассуждать об этом более подробно не стал, так как пока не видел окончательного варианта.
«По старой программе, к сожалению, вопросы были. Там и Счетная палата проводила проверку. По моему мнению, определенные положительные результаты, конечно, были, но в основном они были достигнуты не за счет программы, а за счет ужесточения ответственности», – резюмировал эксперт.