Общество

23 сентября 2013, 20:33

Программа по безопасности дорожного движения сокращена

Фото: ИТАР-ТАСС

Кабинет министров одобрил ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» на период до 2020 года. При этом объем финансирования программы уменьшен втрое от первоначально запланированного. Но даже те расходы, на которые деньги будут выделены, скорее всего, окажутся бессмысленны, говорят эксперты.

«Это население большого города»

В понедельник правительство приняло ФЦП по повышению безопасности на дорогах на период с 2013-го по 2020 год, передает РИА «Новости».

Есть предложение поддержать программу. Нет возражений? Принято

«Есть предложение поддержать программу. Нет возражений? Принято», – сказал премьер Дмитрий Медведев на заседании кабинета.

По его словам, общий объем финансирования программы планируется в размере более 32 млрд рублей. Из них за счет средств федерального бюджета будет выделено 17 млрд, еще 14 млрд дадут региональные бюджеты, 1 млрд поступит из внебюджетных источников.

Эти средства он призвал расходовать с максимальной эффективностью.

«Мы понимаем, что эта программа не решит всех проблем. Нужны дальнейшие шаги по повышению ответственности участников дорожного движения, причем всех без исключения», – сказал премьер-министр и добавил, что часть ДТП случаются из-за небрежности участников движения: «Нам нужно осваивать зарубежные практики, развивать систему фото- и видеофиксации и, конечно, объединять усилия государства, общественности, самих водителей и пешеходов».

Аналогичную ФЦП по повышению безопасности на дорогах, которая действовала с 2006-го по 2012 год, Медведев оценил положительно: «Она в целом имела положительную динамику, привела к существенному снижению дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что за годы действия программы такой травматизм и количество погибших в ДТП – самая тяжелая цифра – сократились практически на 20%».

«Тем не менее уровень травматизма и уровень смертности на наших дорогах, по сравнению с развитыми странами мира, остается недопустимо высоким. Если говорить прямо, буквально в разы – в пять, в восемь раз превышает показатели за рубежом», – добавил он.

По словам Медведева, «фактически в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнут и получают увечья более 280 тыс. человек – по сути, это население большого российского города».

«Планируем снизить число погибших на 28,8%»

В свою очередь глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что его ведомство рассчитывает к 2020 году сократить смертность в ДТП почти на треть, передает ИТАР-ТАСС.

«В 2016 году планируется снизить число погибших в ДТП на 5,3%, а к 2020 году – на 28,8%», – уточнил министр.

Глава МВД пояснил, что федеральная программа нацелена на то, чтобы повысить культуру поведения на дорогах, усилить требования к подготовке водителей в автошколах, а в детских садах и школах будет развернута мощная информационно-пропагандистская работа среди детей, также МВД будет строго следить за использованием детских автокресел, которые снижают вероятность получения травмы на 70%.

«При подготовке проекта новой программы мы исходили из необходимости максимального снижения отрицательных последствий дорожных инцидентов, – заверил глава МВД. – Прежде всего, речь идет о поведении самих участников дорожного движения – необходимо укреплять дисциплину, формировать негативное отношение к нарушениям правил дорожного движения».

Для решения этой задачи будут «совершенствоваться формы и методы контроля, а также вестись разъяснительно-профилактическая работа». Кроме того, запланированы мероприятия по повышению уровня технического состояния ТС.

«Прежде всего, это определение параметров оценки работоспособности современных зарубежных новинок, подготовка рекомендаций по их адаптации к российским условиям, будут разработаны прикладные программы моделирования движения транспортных средств», – перечислил министр.

А для улучшения безопасности пешеходов на переходах планируется чаще применять современные технические решения, оборудовать светофоры, дорожные знаки и «лежачих полицейских».

«Интерфакс» добавляет к приоритетам новой программы создание пунктов экстренной медицинской помощи для быстрого реагирования при автокатастрофах и внедрение прикладных программ моделирования движения транспортных средств.

Сэкономили втрое

Между тем «Коммерсант» отмечает, что не все так радужно. Начать хотя бы с того, что год назад бюджет этой же ФЦП на 2013–2020 годы планировался на уровне 99 млрд рублей, а теперь составляет лишь 32 млрд.

#{smallinfographicleft=555161}В правительстве при этом не объяснили, почему было столь серьезное сокращение, остается лишь строить догадки по этому поводу. Самая реалистичная из них связана с тем, что это решение почти совпало с сокращением расходной части российского бюджета.

Кстати, и предыдущая программа во многом аналогичной ФЦП по безопасности на дорогах, которая действовала с 2006-го по 2012 год, также финансировалась в большем объеме – 48 млрд рублей.

Точные параметры новой ФЦП на сайте правительства еще не появились. Однако в предыдущей версии концепции этой программы, опубликованной в конце прошлого года, содержались следующие цифры.

Так, при значении смертности на дорогах страны в 2010 году в 26,5 тыс. прогнозировалось, что при инерционном варианте развития событий к 2020 году она составит уже 32,4 тыс. человек. При этом, направив в программу 99 млрд рублей, разработчики надеялись снизить эту цифру к 2020 году до показателя от 19,9 тыс. до 22,3 тыс. человек (в зависимости от разных пропорций источников финансирования).

А в доказательство положительного эффекта от прошлой программы МВД и правительство сообщали следующие сведения:

«В 1997–2003 годах – период деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода – было существенное ухудшение ситуации с аварийностью, в частности рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за шесть лет составил 28,7%».

В 2004–2005 годах – «период начала действия программно-целевого подхода» – было зафиксировано сокращение числа погибших в ДТП на 4,6%.

В 2006–2007 годах – период начала действия прежней ФЦП – число погибших в ДТП сократилось на 1,9%.

В 2008–2010 годах отмечался уже «период интенсивного снижения» смертей, по сравнению с 2007 годом, оно составило 20,2%.

А в 2009 году даже удалось достичь «15-летнего минимума числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год».

«За годы реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» Россия вошла в число стран – лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах, существенно опередив по этому показателю практически все европейские и азиатские страны, США и Австралию», – отмечали разработчики.

«За эту сферу нет ответственных»

Между тем опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты не без скепсиса оценили как прежнюю программу, так и нынешнюю.

Мы знаем, что за дефолт отвечает министр финансов, за оборону – министр обороны, а за смерти на дорогах кто?

Так, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин предположил, что уменьшение финансирования ФЦП стало реакцией на ее неэффективность.

«Там процентов 40 шло на «говорильню»: разные конференции, семинары, обсуждения. Еще значительные средства шли на неэффективную социальную рекламу – например, развешивание вдоль дорог щитов с призывом: водитель, соблюдай правила дорожного движения. Такая реклама, разумеется, ни на кого не подействует, но деньги выделяются», – рассказал Похмелкин.

Также он предположил, что, «как и в любой другой бюджетной программе», в ФЦП, возможно, присутствовал элемент воровства.

«Но самое главное – мы практически не видим отдачи от программы. Меня также угнетает, что за эту сферу нет ответственных. Мы знаем, что за дефолт отвечает министр финансов, за оборону – министр обороны, а за смерти на дорогах кто? ГИБДД? Но это даже не самостоятельный орган, а подразделение МВД, у которого и других проблем хватает», – отметил эксперт.

По словам Похмелкина, четкую взаимосвязь между направлением средств из предыдущей программы и отражением этого на итоговой статистике установить затруднительно.

В свою очередь и член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов сказал, что старая ФЦП реализовывалась не очень грамотно.

«Там, к примеру, значилась разработка критериев для допуска инвалидов к дорожному движению. Деньги на это куда-то ушли, а критериев как не было, так и нет. Другой пример – аптечка. На разработку новой аптечки было потрачено несколько миллионов. А в итоге туда добавили бинты и сделали из нее западный аналог. Но на Западе такая аптечка существует, потому что там водитель боится оказать помощь, чтобы его потом не обвинили в неправильных действиях. Поэтому там нет лекарств, только бинт, чтобы только перетянуть что-то или перевязать. У нас же люди не боятся оказать помощь, могут и нашатырь дать, но в аптечке его нет... И на что потратили средства разработчики аптечки – непонятно», – рассказал эксперт.

При этом он уточнил, что много вопросов у него даже не к МВД, а к различным смежным министерствам: Минздраву, Минобразования.

«Я считаю, что многие научные разработки в рамках ФЦП не имели никакой практической отдачи. И сейчас лучше деньги направить на какие-то реальные вещи: постройку туннеля, моста, пешеходного перехода там, где его нет и где гибнут люди. На пропаганду тоже нельзя денег жалеть», – сказал Холодов.

Вместе с тем собеседник газеты ВЗГЛЯД признал, что смертность на российских дорогах в предыдущие годы реально сократилась. Этому, в частности, поспособствовало увеличение штрафов. Однако по остальным аспектам эксперт, как и предыдущий, не смог оценить конкретное отражение в статистике конкретных решений в рамках ФЦП.

«Говорить о том, какая запятая снизила смертность, невозможно. Но в целом определенный положительный эффект был. И это результат даже не конкретной программы, а того, что государство в принципе озаботилось этим вопросом», – подытожил он.

В свою очередь экс-глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров отметил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД, что сокращение финансирования программы, «конечно, не улучшит ситуацию», однако рассуждать об этом более подробно не стал, так как пока не видел окончательного варианта.

«По старой программе, к сожалению, вопросы были. Там и Счетная палата проводила проверку. По моему мнению, определенные положительные результаты, конечно, были, но в основном они были достигнуты не за счет программы, а за счет ужесточения ответственности», – резюмировал эксперт.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?