Число иностранных граждан, усыновляющих российских детей, в прошлом году снизилось по сравнению с позапрошлым на 21%, сообщили в четверг в Верховном суде России.
Беда связана с тем, что вся система усыновления в России не ориентирована на детей
Как следует из обзора практики рассмотрения областными и равными им судами дел об усыновлении детей, опубликованном ВС, если за 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 3 076 дел о международном усыновлении (в том числе с удовлетворением требования – 3 069 дел), то в 2012 году с вынесением решения рассмотрено 2 426 таких дел (в том числе с удовлетворением требования – 2 410 дел).
«Верховный суд отмечает, что граждане России усыновляют российских детей значительно чаще, чем иностранные граждане. Так, в 2012 году районными судами по заявлениям граждан Российской Федерации об усыновлении детей с вынесением решения было рассмотрено 14 380 дел (с удовлетворением заявления – 14 258 дел), то есть почти в 6 раз больше, чем дел о международном усыновлении, рассмотренных областными и равными им судами за этот же период. В 2011 году с вынесением решения рассмотрено 15 218 дел об усыновлении детей российскими гражданами (с удовлетворением заявления – 15 076 дел), что почти в 5 раз больше, чем за этот же период рассмотрено дел о международном усыновлении», – говорится в документе.
По данным Верховного суда, чаще всего в прошлом году российских детей усыновляли граждане Италии (27% дел, рассмотренных с удовлетворением заявления), граждане США (24%) и граждане Испании (20 %). Российские дети были также усыновлены гражданами Франции (10%), Германии (5%), Израиля (4%), Канады (2%), Швеции (1,4%), Ирландии (1%), Великобритании (1%), Финляндии (0,6%), Мальты (0,6%).
По незначительному числу дел (от 1 до 10 случаев) усыновителями, в частности, являлись граждане Аргентины, Новой Зеландии, Швейцарии, Бельгии, Украины, Австрии, отмечается в документе.
Напомним, о снижении количества международных усыновлений заявляли в Генпрокуратуре. «Сокращение составляет 11%», – сказал генпрокурор Юрий Чайка, уточнив, что в 2011 году россияне усыновили более 7,4 тыс. детей, иностранцы – 3,4 тыс. В 2012 году, соответственно, более 6,6 тыс. и 2,6 тыс. Глава надзорного ведомства отмечал также, что в прошлом году выявили порядка 22 тыс. нарушений в работе органов опеки и попечителей. «По представлению прокуроров свыше 1,6 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности», – сказал Чайка.
Член Общественной палаты, председатель правления фонда «Право Ребенка» Борис Альтшулер в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что за последние десять лет количество усыновлений российскими гражданами ощутимо выросло.
«Тогда российских и иностранных усыновлений было примерно поровну, и так держалось довольно долго, – сказал он. – О девяностых я не говорю, когда ситуация была противоположной нынешней: около 14 тыс. усыновляли иностранцы и около 2 тыс. – россияне».
«Потенциал детей, которых надо усыновлять, остается в России гигантским, – отметил Альтшулер. – Он несопоставим с уровнем усыновления российскими гражданами, и тем более иностранцами. Очень много детей остаются в учреждениях. И процесс пополнения продолжается: у нас каждый день появляются 240 новых сирот. То есть система поставки «товара» для системы «Россиротпром» продолжает работать. Она заведена федеральными законами и Семейным кодексом. На этих сиротах наживается армия чиновников.
Совокупный бюджет интернатной системы в России – 500 млрд рублей в год. Это и сами интернаты, и надстройка, все, что связано с их ремонтом и т.д. Из этих денег детям достается мало. Все это огромная финансовая пирамида, которая рухнет, если не будет сирот в учреждениях. Поэтому система бешено сопротивляется».
«Давление на иностранное усыновление очень сильное. В принципе, я тоже за то, чтобы наши дети оставались в России, но я против того, чтобы они оставались в России в интернатах, детских домах и домах ребенка. Повторюсь, потенциал детей, которых надо усыновлять, пока что абсолютно несопоставим с количеством усыновлений. Мало усыновляют, и очень много детей остаются там. Большая беда, что сократилось иностранное усыновление, большая беда, что российское усыновление низкое. И эта беда связана с тем, что вся система усыновления в России не ориентирована на детей.
Это как детский магазин: система ждет, когда появится «клиент» – родитель, и потом с ним начинается работа. Как работают чиновники в закрытом режиме, мы знаем, это очень коррупционная система. Без проблем получают детей россияне, которые, так или иначе, покупают этих чиновников, дают взятки. Систему российского усыновления надо менять на законодательном уровне. Но самое главное – детей надо выводить в семьи любого уровня. Дети не должны жить в интернатах-общежитиях, они должны жить в социальной среде», – заключил он.