В ходе «прямой линии» с президентом первый зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков спросил мнение главы государства о проблеме погрешности алкотестеров, с помощью которых инспекторы ДПС выявляют пьяных водителей. Парламентарий регулярно заявляет о том, что введенный несколько лет назад «нулевой промилле» становится причиной массового наказания невиновных именно из-за погрешности.
«У нас нет расхождений – пить за рулем нельзя, – начал свой ответ Путин. – Есть те, кто с этим не согласится, но большинство граждан поддерживает это. Однако действующие приборы для проверки водителей действительно выпускаются с погрешностями».
По словам президента, информация об определенных погрешностях содержится даже в сопроводительных материалах к приборам, которые пишет предприятие-изготовитель.
«Поэтому давайте поступим так. Поручим Росстандарту провести реальное исследование применяемой техники. Одно дело – что они пишут в своих проспектах, а совсем другое – что на практике», – отметил Путин.
Он пообещал рассмотреть вопрос об итоговом количестве промилле в крови водителя только по итогам выводов специалистов по этому вопросу.
«Если вы обратили внимание, Владимир Владимирович сослался на Ростов: он сказал, я подходил к нему с этой темой в Ростове, – рассказал газете ВЗГЛЯД после «прямой линии» Вячеслав Лысаков. – 29 марта после окончания конференции ОНФ я озвучил озабоченность свою и своих коллег-членов ОНФ по Думе, автомобилистов, транспортников, перевозчиков, связанную с тем, что мы усиливаем ответственность водителей за управление автомобилем в состоянии опьянения, проектируется уголовная ответственность за повторное такое правонарушение, и при этом отсутствуют критерии. Он в свое время ввел эти стандарты – те самые пресловутые 0,3 промилле. Потом они были отменены. Теперь, при отсутствии стандартов, есть прямая вероятность того, что не только к административной, но и к уголовной ответственности будут привлекать водителей, которые не пили перед тем, как сесть за руль. То есть, будут наказывать невиновных, как сейчас это и происходит. Сейчас наказывают и пьяных водителей, и тех, кого признали пьяными. А признают на совершенно абсурдных основаниях: все, что не ноль, является причиной для наказания».#{smallinfographicleft=555161}
«По результатам разговора, как вы слышали, Владимир Владимирович сказал, что он задумался об этом после Ростова, что действительно приборы имеют определенные погрешности, и надо, чтобы было официальное заключение Росстандарта. Мне пришлось добавить, что у нас есть такое заключение: в Ростове Владимир Владимирович нам так и сказал – пригласить экспертов, что мы и сделали за этот месяц. Мы пригласили в стены Думы представителей Института метрологии, который является подразделением Росстандарта. Это специалисты в теории и практике измерений», – добавил депутат.
Лысаков рассказал, ссылаясь на мнение экспертов, что суммарная погрешность складывается из нескольких факторов: погрешность прибора, погрешность, зависящая от влажности, температуры и газового состава воздуха. Когда прибор калибруют, это делают в идеальных лабораторных условиях. На улице же другой состав воздуха, влажность, давление, температура.
«Поэтому, чтобы не делать сложных перерасчетов, теория измерений говорит о том, что необходим учет тройной погрешности. У нас прибор имеет погрешность 0,02–0,05. Тройная погрешность – это не менее 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха. То есть, с 0,16 достоверно подтверждается факт употребления алкоголя. А все, что до этого – это в пределах погрешности, за это наказывать нельзя. Я сказал это немножко по-другому: цифра, по которой наказывают, не должна быть меньше цифры этой погрешности», – рассказал депутат.
«Владимир Владимирович фактически дал поручение, им уже занимаются, мне звонили из Института метрологии. Он сказал, чтобы Институт метрологии провел исследования, дал эти данные. Я сказал, что у нас есть эти данные, он сказал, что они должны лежать у него на столе и в правительстве. Сейчас мы оперативно получим официальное заключение», – отметил он.
Теперь, когда вопрос переведен в плоскость измерений, в этом давнем споре будет поставлена точка».
По словам депутата, соответствующее решение будет принимать Дума, «но, поскольку оно будет обосновано и будет опираться на, в данном случае, поручение президента, то это гарантия того, что эта поправка пройдет через Думу, через Совет Федерации и будет подписана президентом».
Вопрос об ужесточении ответственности за ДТП, совершенные водителями в состоянии алкогольного опьянения, был поднят после серии трагических происшествий с участием пьяных водителей в разных городах России в прошлом году, наиболее резонансным из которых стало ДТП на западе Москвы. 22 сентября водитель Александр Максимов, находившийся в нетрезвом состоянии, сбил насмерть семь человек, стоявших на остановке. В числе жертв – пятеро подростков, ставших победителями Московского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Мы вместе!». Причем известно, что в 2010 году Максимова уже лишали водительских прав за езду в нетрезвом состоянии.
24 сентября премьер Дмитрий Медведев предложил ужесточить наказание за ДТП, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения.
В конце ноября в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий более строгое наказание за пьяную езду. За управление автомобилем в пьяном виде, если при этом водитель был ранее лишен прав, а также за неоднократное управление автомобилем в нетрезвом состоянии, согласно законопроекту, нарушителю будет грозить штраф в 200 тыс. рублей либо в размере его годового дохода. Как альтернативы предусмотрены обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест до шести месяцев.
В Уголовном кодексе устанавливается норма, согласно которой за гибель человека под колесами пьяного водителя виновному грозит лишение свободы на срок от двух до семи лет. Сейчас УК предусматривает до семи лет лишения свободы, но нижняя планка не установлена. За гибель двух и более лиц законопроект предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до девяти лет (сейчас – до девяти лет, нижняя планка не установлена). Предлагается исключить возможность назначения наказания за такие преступления в виде принудительных работ. Во всех таких случаях права будут отниматься на срок до трех лет.
13 марта документ был одобрен в первом чтении. Позднее в него была внесена поправка о введении минимального промилле для определения состояния алкогольного опьянения водителей, вокруг которой возникла полемика – некоторые называют ее разрешением пить.
5 апреля правительство в целом одобрило законопроект с некоторыми замечаниями, в числе которых было, в частности, отсутствие нормативного определения понятия «предельно допустимая норма содержания алкоголя в организме».
17 апреля премьер Дмитрий Медведев, выступая перед депутатами Госдумы, предложил разрешить водить машину с 0,1 промилле алкоголя в крови. Позднее пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова обратила внимание, что речь идет не об отмене нулевого промилле, а о введении допустимой погрешности при алкогольном тестировании.