МВД Грузии в понедельник сообщило, что, «исходя из высокого интереса общественности», разглашает фамилии и гражданство боевиков. Что касается граждан Грузии, то это 22-летний Аслан Маргошвили и 26-летний Багаутдин Кавтарашвили.
Есть вероятность, что эта группа была давно на территории Грузии
Названы и имена идентифицированных граждан России. Это 26-летний Багаутдин Багакашвили, 44-летний Дукваха Дошуев, 21-летний Салам Заурбеков, 23-летний Джабраил Хашиев и 31-летний Муса Адуев. Первый из них, уроженец Грозного, имел родственников в Панкиси. Дошуев, Заурбеков и Адуев родом из Чечни. Хашиев – из Ингушетии. Накануне Информационный центр региона Кахетия опубликовал фотографии троих ликвидированных. Их опознали близкие.
Кроме того, непонятно, гражданами какой страны являются неидентифицированные боевики. Некоторые эксперты полагают, что они тоже могут быть панкисцами.
Отметим, что сразу по завершении спецоперации, на протяжении нескольких дней шедшей в лесах Телавского района неподалеку от дагестанского участка российско-грузинской границы, независимые грузинские СМИ сообщили, что среди боевиков могут быть граждане Грузии, жители Панкисского ущелья, населенного этническими чеченцами.
Еще 1 сентября заместитель министра МВД Шота Хизанишвили опровергал это, говоря, что все ликвидированные – жители Северного Кавказа, граждане России. «Точно могу сказать, что среди ликвидированных нами 11 человек нет ни одного гражданина Грузии», – утверждал он. Однако СМИ не унимались: им удалось выяснить, что в крупнейшем в Панкиси селе Дуиси вырыты шесть могил. Показывались кадры, в основном снятые скрытой камерой, как в Дуиси оплакивают погибших, хотя их тела еще не были выданы. И вот в понедельник «9-й канал» сообщил, что двое из ликвидированных уже похоронены на этом погосте.
Тем временем распространяются различные версии о том, кем были участники этой группы. Авторитетный еженедельник «Квирис палитра» («Палитра недели») пишет в понедельник, что эта группа вооруженных лиц могла направляться на помощь сирийским повстанцам. Издание публикует эти данные на основании бесед с жителями Панкисского ущелья Грузии, которые говорят о том, что «молодые ваххабиты» направлялись в Сирию.
Один из погибших, чтобы присоединиться к этой группе, даже приехал из Австрии.
Также местные сообщили, что на днях пастухи повстречали несколько раненых боевиков из этой группы, которые пробирались к границе. И это не единственная «ниточка» между Панкиси и происходящим в Сирии.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 18 августа сын известного чеченского полевого командира Руслана Гелаева Рустам, убитый в Сирии, был похоронен в селе Дуиси Панкисского ущелья Грузии, сообщила представительница местной чеченской диаспоры Майя Хангошвили. «Он был моим родственником – мужем племянницы», – сказала она. По ее словам, Гелаев-младший погиб при взрыве мечети, а учился он в Египте.
По данным СМИ, Рустам и его русская мать проживали в Омской области. Затем Гелаев-младший перебрался в Чечню, но надолго там не задержался, отправившись учиться в один из мусульманских вузов на Ближнем Востоке. По данным интернет-сайтов сепаратистов, этим летом Гелаев прибыл добровольцем в Сирию для участия в боях с правительственными войсками.
Его отец, полевой командир Руслан Гелаев, был уничтожен 28 февраля 2004 года в Дагестане при попытке перехода российско-грузинской границы. В перестрелке с ним погибли двое пограничников. Руслан Гелаев контролировал ситуацию в Панкиси, после того как с началом второй чеченской кампании этот регион Грузии стал прибежищем для боевиков.
«Вопросов очень много, нужно разобраться, что же произошло на самом деле, – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. – Как эта группа оказалась там, почему был такой непонятный процесс обмена заложниками... Из различных официальных структур поступает противоречивая информация».
По его словам, «нет пока весомых аргументов в пользу того, что это группа перешла с территории Дагестана». «Есть вероятность, что эта группа была давно на территории Грузии, – отметил он. – Я продолжаю собирать информацию на этот счет».
Между тем в понедельник заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе на брифинге прокомментировала предположения о возможном осложнении отношений Грузии и Северного Кавказа из-за случившегося. «Не думаю, – сказала она. – Наоборот, после того как мы (год назад) отменили визы для жителей Северного Кавказа, наблюдается позитивная динамика в отношениях с ними».
Напомним, в конце августа в Телавском районе Грузии проходила масштабная спецоперация по преследованию некой вооруженной группы, которая якобы может быть причастна к тому, что временно удерживала пятерых жителей этого села в лесу на границе с Дагестаном. В минувшую среду МВД Грузии выступило со специальным заявлением, заявив об уничтожении 11 боевиков и гибели трех сотрудников спецназа. Замминистра МВД Грузии Шота Хизанишвили заявил, что обнаружено 11 тел членов вооруженной группы из 12 человек.
Позднее первый заместитель министра МГБ Грузии Ираклий Аласания заявил о «некомпетентной» работе грузинских силовиков во время спецоперации в Телавском районе на дагестанском участке границы России и Грузии, завершившейся ликвидацией 11 боевиков и гибелью трех представителей грузинских органов правопорядка.