Общество

20 июня 2012, 09:35

Чиновника Росавиации обвинили в крушении Ту-134 в Карелии

Фото: ИТАР-ТАСС

Обвинения по делу о крушении самолета Ту-134 в Карелии, в результате которого погибли 47 человек, предъявлены чиновнику Росавиации Эдуарду Войтовскому. По версии следствия, причиной ЧП стало нарушение правил метеорологического обеспечения полетов. Именно по решению Войтовского в аэропорту Бесовец использовались запрещенные к эксплуатации приборы.

Запрещенные приборы

Метеорологическое обеспечение на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) осуществлялось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации

В рамках расследования катастрофы самолета Ту-134 в Карелии в июне 2011 года, повлекшей гибель 47 человек, предъявлены обвинения начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарду Войтовскому и двум сотрудникам аэропорта. 

«Следствием установлены причины авиакатастрофы самолета Ту-134. Помимо нарушений в работе членов экипажа при выполнении посадки, установлено, что метеорологическое обеспечение полета воздушного судна было организовано должностными лицами автономного учреждения Республики Карелия (АУ РК) «Аэропорт «Петрозаводск» с нарушением правил безопасности полета и эксплуатации воздушного транспорта, а сертификация авиационной метеорологической станции аэропорта произведена с нарушением установленных требований», – сообщается на сайте Следственного комитета (СК) России.

В СК отметили, что сотрудникам аэропорта, ответственным за организацию метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) – Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

«Кроме того, начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Эдуарду Войтовскому, выполнявшему государственные функции по обязательной сертификации аэропорта, предъявлено обвинение в халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ)», – отмечается в сообщении.

По версии следствия, Шкарупа и Пронин после ликвидации ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» в 2009 году и создания АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» подали заявление о внесении изменений в прежний сертификат соответствия по метеорологическому обеспечению. В соответствии с законодательством Войтовский должен был организовать проведение новой инспекционной проверки, но он вынес незаконное решение о переоформлении  и подписании сертификата без проведения необходимых проверочных мероприятий.

«Войтовский в октябре 2010 года принял решение о переносе срока инспекционного контроля  АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на август 2011 года. В результате метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) осуществлялось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, без полного комплекта оборудования для наблюдения за видимостью при взлете и посадке. Обвиняемые Шкарупа и Пронин были осведомлены об этом», – сообщили в СК России.

Расследование нарушений, допущенных членами экипажа при выполнении захода на посадку воздушного судна на аэродром Петрозаводск (Бесовец), и должностными лицами ЗАО «Авиакомпания РусЭйр» при организации рейса продолжается. В ближайшее время следствию предстоит дать их действиям юридическую оценку.

Пьяный штурман и не оправдавшийся прогноз

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», совершавший чартерный рейс Москва – Петрозаводск в ночь на 21 июня этого года, упал на подлете к Петрозаводску. Воздушное судно уклонилось от взлетно-посадочной полосы в сторону, задело деревья, а затем – линию электропередачи, которая питала аэропорт. В результате аэропорт на несколько секунд оказался полностью обесточенным. Фюзеляж самолета развалился и загорелся.

На борту авиалайнера находились 52 человека – 43 пассажира и девять членов экипажа. Жертвами катастрофы стали 47 человек, пятеро выжили. Выяснилось, что в катастрофе погибло практически все руководство ОКБ «Гидропресс», входящего в госконцерн «Росатом». В числе погибших директор – генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» Сергей Рыжов, замдиректора – главный конструктор Геннадий Банюк, главный конструктор – начальник отделения Николай Трунов.

Также в авиакатастрофе погибли главный технолог ОКБМ им. Африкантова Андрей Трофимов и начальник управления Атомэнергомаша Валерий Лялин. Все они летели на совещание, которое должно было пройти в Петрозаводскмаше.

По факту крушения самолета было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»). Следствие рассматривало несколько версий авиакатастрофы: человеческий фактор, то есть ошибку пилота или наземных служб аэропорта, сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта и другие.

Позднее стало известно, что разбившийся в Карелии самолет, возможно, садился в условиях тумана и при отключенной подсветке взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта.

В сентябре прошлого года Международный авиационный комитет (МАК) озвучил полную версию крушения, к которой пришла специальная комиссия, занимавшаяся инцидентом. В ее состав входили официальные представители Росавиации.

По заключению комиссии, «причиной катастрофы при выполнении захода на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов аэродрома, самолета и КВС для захода на посадку по системе ОСП с фиксированной ТВГ явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете».

При этом в МАК подчеркивают, что «способствующими факторами явились:

– неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полета;

– выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения;

– не оправдавшийся прогноз погоды с 18.00 20.06.2011 до 03.00 21.06.2011 и прогноз на посадку с 19.00 до 21.00 20.06.2011 по высоте нижней границы облаков, видимости и опасному явлению погоды – туману, а также несоответствие переданных экипажу за 30 и за 10 мин до посадки данных о погоде на аэродроме Петрозаводск, имевшей место в момент АП в районе ДПРМ-БПРМ МКп=12°;

– неиспользование экипажем показаний АРК и других приборов для комплексного контроля положения ВС на предпосадочной прямой при использовании штурманом информации спутниковой навигационной системы KLN-90B (в нарушение требований дополнения к РЛЭ самолета Ту-134 (разд. 4, п. 0.11)».

Через несколько дней представитель СК сообщил, что штурман разбившегося самолета находился в состоянии алкогольного опьянения.

Исчерпали ресурсы 

24 июня 2011 года Минтранс РФ принял решение направить в Минпромторг России и КБ ОАО «Туполев» обращение с предложением о прекращении процедур увеличения ресурсов и продления сроков службы воздушных судов типа Ту-134, эксплуатирующихся на регулярных авиалиниях.

По данным Министерства транспорта, в настоящее время в России зарегистрировано 179 самолетов Ту-134. Из них 90  находятся в эксплуатации. Причем почти треть этого количества (28 судов) принадлежит авиакомпании «ЮТэйр».

Кроме намерения запретить продление ресурсов эксплуатации Ту-134 Минтранс подчеркнул свою решимость и в другом вопросе.

«Требования Федеральных авиационных правил, в соответствии с которыми с 1 января 2012 года будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями, масса которых превышает 5700 кг или на борту которых разрешен провоз более девяти человек (Ту-134, Ан-24, ЯК-40 и др.), не оборудованных системой предупреждения о близости земли, имеющей функцию оценки рельефа местности в направлении полета, вступят в действие в указанный срок», – говорится в сообщении ведомства.

В связи с этим глава Минтранса Игорь Левитин поручил Росавиации направить авиакомпаниям директиву о прекращении продаж авиабилетов на рейсы, выполняемые на указанных воздушных судах, не оборудованных такой системой.

Авиакомпании России по состоянию на 1 июня 2012 года оборудовали 37 самолетов Ту-134 системой предупреждения столкновения в воздухе и 40 самолетов – системой предупреждения столкновения с землей, сообщили агентству «Прайм» в Росавиации.

«Из 56 самолетов типа Ту-134 БСПС (бортовой системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе) оборудованы 37 воздушных судов, GPWS – 40», – сказали в Росавиации.

Замминистра транспорта России Валерий Окулов говорил ранее, что те суда, которые не оснащены данными системами и соответственно не смогут летать, не окажут существенного влияния на перевозки.

Текст: Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?