Общество

20 июня 2012, 09:35

Чиновника Росавиации обвинили в крушении Ту-134 в Карелии

Фото: ИТАР-ТАСС

Обвинения по делу о крушении самолета Ту-134 в Карелии, в результате которого погибли 47 человек, предъявлены чиновнику Росавиации Эдуарду Войтовскому. По версии следствия, причиной ЧП стало нарушение правил метеорологического обеспечения полетов. Именно по решению Войтовского в аэропорту Бесовец использовались запрещенные к эксплуатации приборы.

Запрещенные приборы

Метеорологическое обеспечение на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) осуществлялось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации

В рамках расследования катастрофы самолета Ту-134 в Карелии в июне 2011 года, повлекшей гибель 47 человек, предъявлены обвинения начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарду Войтовскому и двум сотрудникам аэропорта. 

«Следствием установлены причины авиакатастрофы самолета Ту-134. Помимо нарушений в работе членов экипажа при выполнении посадки, установлено, что метеорологическое обеспечение полета воздушного судна было организовано должностными лицами автономного учреждения Республики Карелия (АУ РК) «Аэропорт «Петрозаводск» с нарушением правил безопасности полета и эксплуатации воздушного транспорта, а сертификация авиационной метеорологической станции аэропорта произведена с нарушением установленных требований», – сообщается на сайте Следственного комитета (СК) России.

В СК отметили, что сотрудникам аэропорта, ответственным за организацию метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) – Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

«Кроме того, начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Эдуарду Войтовскому, выполнявшему государственные функции по обязательной сертификации аэропорта, предъявлено обвинение в халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ)», – отмечается в сообщении.

По версии следствия, Шкарупа и Пронин после ликвидации ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» в 2009 году и создания АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» подали заявление о внесении изменений в прежний сертификат соответствия по метеорологическому обеспечению. В соответствии с законодательством Войтовский должен был организовать проведение новой инспекционной проверки, но он вынес незаконное решение о переоформлении  и подписании сертификата без проведения необходимых проверочных мероприятий.

«Войтовский в октябре 2010 года принял решение о переносе срока инспекционного контроля  АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на август 2011 года. В результате метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме Петрозаводск (Бесовец) осуществлялось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, без полного комплекта оборудования для наблюдения за видимостью при взлете и посадке. Обвиняемые Шкарупа и Пронин были осведомлены об этом», – сообщили в СК России.

Расследование нарушений, допущенных членами экипажа при выполнении захода на посадку воздушного судна на аэродром Петрозаводск (Бесовец), и должностными лицами ЗАО «Авиакомпания РусЭйр» при организации рейса продолжается. В ближайшее время следствию предстоит дать их действиям юридическую оценку.

Пьяный штурман и не оправдавшийся прогноз

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», совершавший чартерный рейс Москва – Петрозаводск в ночь на 21 июня этого года, упал на подлете к Петрозаводску. Воздушное судно уклонилось от взлетно-посадочной полосы в сторону, задело деревья, а затем – линию электропередачи, которая питала аэропорт. В результате аэропорт на несколько секунд оказался полностью обесточенным. Фюзеляж самолета развалился и загорелся.

На борту авиалайнера находились 52 человека – 43 пассажира и девять членов экипажа. Жертвами катастрофы стали 47 человек, пятеро выжили. Выяснилось, что в катастрофе погибло практически все руководство ОКБ «Гидропресс», входящего в госконцерн «Росатом». В числе погибших директор – генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» Сергей Рыжов, замдиректора – главный конструктор Геннадий Банюк, главный конструктор – начальник отделения Николай Трунов.

Также в авиакатастрофе погибли главный технолог ОКБМ им. Африкантова Андрей Трофимов и начальник управления Атомэнергомаша Валерий Лялин. Все они летели на совещание, которое должно было пройти в Петрозаводскмаше.

По факту крушения самолета было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»). Следствие рассматривало несколько версий авиакатастрофы: человеческий фактор, то есть ошибку пилота или наземных служб аэропорта, сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта и другие.

Позднее стало известно, что разбившийся в Карелии самолет, возможно, садился в условиях тумана и при отключенной подсветке взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта.

В сентябре прошлого года Международный авиационный комитет (МАК) озвучил полную версию крушения, к которой пришла специальная комиссия, занимавшаяся инцидентом. В ее состав входили официальные представители Росавиации.

По заключению комиссии, «причиной катастрофы при выполнении захода на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов аэродрома, самолета и КВС для захода на посадку по системе ОСП с фиксированной ТВГ явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете».

При этом в МАК подчеркивают, что «способствующими факторами явились:

– неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полета;

– выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения;

– не оправдавшийся прогноз погоды с 18.00 20.06.2011 до 03.00 21.06.2011 и прогноз на посадку с 19.00 до 21.00 20.06.2011 по высоте нижней границы облаков, видимости и опасному явлению погоды – туману, а также несоответствие переданных экипажу за 30 и за 10 мин до посадки данных о погоде на аэродроме Петрозаводск, имевшей место в момент АП в районе ДПРМ-БПРМ МКп=12°;

– неиспользование экипажем показаний АРК и других приборов для комплексного контроля положения ВС на предпосадочной прямой при использовании штурманом информации спутниковой навигационной системы KLN-90B (в нарушение требований дополнения к РЛЭ самолета Ту-134 (разд. 4, п. 0.11)».

Через несколько дней представитель СК сообщил, что штурман разбившегося самолета находился в состоянии алкогольного опьянения.

Исчерпали ресурсы 

24 июня 2011 года Минтранс РФ принял решение направить в Минпромторг России и КБ ОАО «Туполев» обращение с предложением о прекращении процедур увеличения ресурсов и продления сроков службы воздушных судов типа Ту-134, эксплуатирующихся на регулярных авиалиниях.

По данным Министерства транспорта, в настоящее время в России зарегистрировано 179 самолетов Ту-134. Из них 90  находятся в эксплуатации. Причем почти треть этого количества (28 судов) принадлежит авиакомпании «ЮТэйр».

Кроме намерения запретить продление ресурсов эксплуатации Ту-134 Минтранс подчеркнул свою решимость и в другом вопросе.

«Требования Федеральных авиационных правил, в соответствии с которыми с 1 января 2012 года будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями, масса которых превышает 5700 кг или на борту которых разрешен провоз более девяти человек (Ту-134, Ан-24, ЯК-40 и др.), не оборудованных системой предупреждения о близости земли, имеющей функцию оценки рельефа местности в направлении полета, вступят в действие в указанный срок», – говорится в сообщении ведомства.

В связи с этим глава Минтранса Игорь Левитин поручил Росавиации направить авиакомпаниям директиву о прекращении продаж авиабилетов на рейсы, выполняемые на указанных воздушных судах, не оборудованных такой системой.

Авиакомпании России по состоянию на 1 июня 2012 года оборудовали 37 самолетов Ту-134 системой предупреждения столкновения в воздухе и 40 самолетов – системой предупреждения столкновения с землей, сообщили агентству «Прайм» в Росавиации.

«Из 56 самолетов типа Ту-134 БСПС (бортовой системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе) оборудованы 37 воздушных судов, GPWS – 40», – сказали в Росавиации.

Замминистра транспорта России Валерий Окулов говорил ранее, что те суда, которые не оснащены данными системами и соответственно не смогут летать, не окажут существенного влияния на перевозки.

Текст: Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

Суд в ДНР приговорил бойца ВСУ к пожизненному сроку за расстрел пленных
Темы дня

Демократка нанесла удар по Трампу в сердце республиканского штата

На выборах мэра Майами, где почти 30 лет правили республиканцы, победила демократка Эйлин Хиггинс. Это придало оппонентам Дональда Трампа больше уверенности перед новым электоральным циклом. Как говорят эксперты, новые победы кандидатов от Демпартии окончательно превратят президента США в «хромую утку». За счет чего Хиггинс добилась такого результата и можно ли говорить о возрождении популярности демократов в Штатах?

США создают у границ России крупное разведывательное сообщество

Впервые в истории Япония создаст крупное самостоятельное разведывательное ведомство – условное «японское ЦРУ». Почему японские разведслужбы в последние десятилетия не отличались значительной эффективностью, как будет выглядеть и работать новая структура и почему перед нами настоящий вызов для контрразведки России?

Нарышкин в журнале «Разведчик» описал новые формы ведения войны с применением ИИ

Вашингтон предложил создать демилитаризованную зону на Украине

Юрист рассказал о шансах Долиной избежать ответственности за неуплату налогов

Новости

Кравцов возложил ответственность за списывание заданий из интернета на родителей

Ответственность за списывание домашнего задания в интернете или при помощи технологий искусственного интеллекта лежит на родителях, заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

В РКК выступили против онлайн-курсов первой помощи

Председатель Российского Красного Креста ( РКК) Павел Савчук выступил против онлайн-курсов обучения первой помощи и подчеркнул необходимость очной практики для формирования устойчивых навыков их оказания.

Коломойский сообщил о покушении на Миндича

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в России в перечень экстремистов и террористов) заявил о покушении на своего близкого друга и «кошелька» Владимира Зеленского Тимура Миндича.

Госдеп запретил шрифт времен Байдена для официальных документов

Госдепартамент США обязал дипломатов использовать шрифт Times New Roman в официальных сообщениях, пишет The Guardian.

Три медика убиты ударом ВСУ по Алешкинской больнице в Херсонской области

В результате обстрела медицинского учреждения в Алешках в Херсонской области погибли три сотрудника больницы и еще два получили ранения, сообщил глава региона Владимир Сальдо.

Путин присвоил звания «гвардейский» двум полкам

Два воинских подразделения ВС России стали гвардейскими за проявленный героизм и мужество в ходе боевых действий. соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

Путин присвоил Абдразакову звание народного артиста России

Певцу и художественному руководителю Севастопольского театра оперы и балета Ильдару Абдразакову присвоено звание народного артиста России.

В ЦАР боевики начали использовать дроны против российских инструкторов

Боевики начали использовать беспилотники, чтобы проводить разведку и сбрасывать боеприпасы на базы российских инструкторов в Центрально-Африканской Республике, сообщил советник по безопасности президента РФ Дмитрий Подольский.

Politico: У НАТО нет планов на случай выхода США из альянса

НАТО не разрабатывало планы на случай выхода Соединенных Штатов, несмотря на ключевую роль Вашингтона в альянсе, сообщает газета Politico со ссылкой на трех дипломатов из военного блока.

Эрмитаж потребовал с севшего на трон Павла I посетителя более 840 тыс. рублей

Государственный Эрмитаж через суд потребовал компенсацию за повреждение трона магистра Мальтийского ордена конца XVIII века, принадлежавшего императору Павлу I; посетитель Александр Дробышев повредил конструкцию, когда сел на нее.

НАТО впервые применила «летающие радары» у арктических границ России

Начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Владимир Корецкий сообщил о начале применения странами НАТО самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для разведки у северных границ России.

Мигранты вынудили премьеров Британии и Дании пересмотреть права человека

Премьер-министры Дании и Британии Метте Фредериксен и Кир Стармер призвали к реформе Европейской конвенции по правам человека, указав на необходимость обновления системы предоставления убежища на фоне новых миграционных вызовов.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов