В субботу пресс-служба СК сообщила о завершении следствия по уголовному делу в отношении руководителя государственного бассейнового управления (ГБУ) «Жилищник» Сергея Демина.
Сумма «отката» была фиксированной и составляла 500 тыс. рублей с каждого контракта
Расследование установило, что бывший заместитель руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Сергей Демин, на тот момент возглавлявший ГБУ, в период с января по октябрь 2010 года совместно со своим знакомым – руководителем дирекции заказчика по сантехническим работам «Сантехработ» Сергеем Федосовым – получал от подрядных организаций, осуществлявших в Москве обслуживание общественных туалетов, «откаты» за подписание актов выполненных работ по заключенным государственным контрактам, сообщили в ведомстве.
На практике сумма «отката» была фиксированной и составляла 500 тыс. рублей с каждого контракта, отмечает следствие. Всего обвиняемые таким образом незаконно получили 40,5 млн рублей.
Однако источник богатства вскоре был перекрыт. Главу ГБУ «сдал» его подельник. 13 октября 2010 года Федосов вручил Демину в его рабочем кабинете очередные полмиллиона рублей, после чего тот сразу был задержан оперативниками ФСБ.
О причинах, по которым Федосов пошел на сотрудничество, не сообщается. Но дело в отношении него было выделено в отдельное производство. 18 апреля суд рассмотрел его в особом порядке и приговорил Федосова к пяти годам условно со штрафом в 500 тыс. рублей, а также лишил его права занимать должности, связанные с исполнением административно-хозяйственных функций, сроком на пять лет.
Демин находится под стражей, его дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения. Действия обвиняемого квалифицированы следствием по трем эпизодам преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 33, п.п. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ («Пособничество в получении взятки»). Сам он вины за собой не признает.
«Как показывает практика, все, что связано с водоканалом, с канализацией, – огромные деньги, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Такие работы чиновники поручают только своим. Разумеется, из-за «откатов» падает качество выполняемых работ, что наглядно могут наблюдать москвичи, зашедшие в любой общественный туалет. Достаточно сравнить эти места у нас и за рубежом: дело далеко не только в том, что у нас уровень цивилизации меньше, но и в том, что эта тема уже проплачена».
«Вообще, это историческая тема, которая была достаточно «грязной» всегда», – отметил он. Действительно, автор I–II веков Светоний Транквил описывает диалог императора Веспасиана с его сыном Титом, возмутившимся тем, что его прижимистый отец ввел налог даже на общественные уборные. Веспасиан поднес к его носу монету из первой прибыли и спросил, пахнет ли она. «Нет», – сказал Тит. «А ведь это деньги с мочи», – заключил император. Считается, что именно так родилось крылатое выражение «деньги не пахнут».
Судя по уголовным делам о взятках, для многих чиновников нет никаких табу. «Откаты» берут и на уборке космического мусора, и на строительстве ядерных объектов, и на материалах бронежилетов для российских солдат. Несколько лет назад была задержана директор московского дома-интерната для детей с задержкой в развитии, разделившая с подрядчиками треть выделенных на ремонт учреждения денег. Тогда проверяющие были в ужасе от «отремонтированной» беседки, которая держалась на честном слове и в любой момент готова была рухнуть на головы воспитанников.
Сумма взяток между тем постоянно растет. Прошлой осенью в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД заявляли, что по коррупционным преступлениям, выявленным сотрудниками специализированного управления главка, этот размер составил 3 млн рублей.
А в начале этого года в ведомстве сообщили, что средний размер коммерческого подкупа в прошлом году вырос в 3,5 раза по сравнению с показателями 2010 года.