В четверг стало известно об инициативах МВД по ужесточению законодательства, касающегося правил выдачи и ношения оружия. Как пояснили в пресс-службе ведомства, решение подготовить изменения в законодательство было принято два месяца назад «в связи с участившимися случаями правонарушений с использованием травматического оружия» и напрямую со случившейся накануне трагедией в Москве, когда 30-летний юрист расстрелял своих сослуживцев, не связано.
Cамое главное – добиться неотвратимости наказания всех, кто имеет к этому отношение
«Эта работа напрямую не связана с бойней, которую устроил юрист Дмитрий Виноградов в офисе своей фирмы, хотя это преступление, безусловно, вызвало очень широкий резонанс», – заявил представитель МВД, передает «Интерфакс».
«Пакет документов в настоящее время разрабатывается и вскоре будет представлен руководству страны», – добавил он.
Ранее газета «Известия» сообщила, что поправки предусматривают повышение возраста, с которого гражданин имеет право на приобретение оружия, в том числе и травматического, до 21 одного года. Кроме того, документ предполагает запрет на ношение оружия в состоянии алкогольного опьянения, создание гильзотеки травматического и огнестрельного оружия, и суровые санкции за нарушение этих правил.
Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила РИА «Новости», что депутаты поддерживают предложения МВД.
Своим мнением о том, как изменить законодательство об оружии, с газетой ВЗГЛЯД поделился член комитета по безопасности Анатолий Выборный.
ВЗГЛЯД: Анатолий Борисович, вы согласны с тем, что законодательство, касающееся правил приобретения и хранения оружия, нуждается в ужесточении?
Анатолий Выборный: Могу сказать однозначно: самым лучшим ужесточением в этой области будет неотвратимость наказания, как уголовного, так и административного. Административного – связанного, прежде всего, с выдачей медицинских справок, лицензии на оружие, проведения проверок на предмет надлежащего хранения оружия. А если имеются нарушения, влекущие уголовно-правовые последствия, надо привлекать к уголовной ответственности. Это самое главное, потому что, какие бы мы законы ни принимали, всегда найдутся желающие их обойти. И они найдут пути, как обойти закон.
На сегодня у нас проблема не столько в законах – законов хватает. Конечно, ужесточать санкции нужно. Но самое главное – добиться неотвратимости наказания всех, кто имеет к этому отношение. Вчерашний случай, когда 30-летний юрист Дмитрий Виноградов применил оружие...
ВЗГЛЯД: ...которое он приобрел абсолютно легально.
А. В.: Именно. И у меня есть ряд вопросов на этот счет: как он смог пройти медицинское освидетельствование? Как он смог получить лицензию?
У нас не то, что обычные граждане – и военнослужащие, деятельность которых связана с оружием, в армии стреляются. Почему? Потому что медицинское освидетельствование оставляет желать лучшего. Людей, имеющих отклонения по здоровью, нельзя даже близко допускать к оружию, а мы их призываем в армию. Здесь же человек официально получает разрешение на два карабина.
ВЗГЛЯД: Что, на ваш взгляд, можно было бы поменять, чтобы предотвратить подобную трагедию в будущем?
А. В.: Во-первых, работники медучреждений, которые выдают результаты освидетельствования людей на предмет получения ими оружия, должны иметь опыт работы не менее пяти, семи, а может быть, даже и десяти лет. Это должны быть профессионалы в своем деле, которые смогут различить, можно ли дать человеку добро на такое разрешение или нет.
Во-вторых, человек, прежде чем получить лицензию на оружие, должен пройти соответствующее обучение, теорию и практику, в условиях, приближенных к боевым, в неординарных ситуациях. Дело в том, что человек может быть признан нормальным, но в какой-то экстремальной ситуации может повести себя неадекватно.
Кроме того, необходимо ужесточение контроля за продажей оружия, разобраться со всеми «черными» рынками, посмотреть, как функционирует легальная продажа оружия.
И по каждому случаю применения оружия обязательно необходимо проводить проверки. Если сотрудник правоохранительных органов применяет оружие при исполнении обязанностей, потом отчитывается, при каких обстоятельствах и как он применял оружие и сколько патронов израсходовал. А у нас в центре Москвы спокойно стреляют из травматического оружия.
ВЗГЛЯД: В МВД предлагают наказывать граждан за ношение оружия в пьяном виде, вы поддерживаете эту инициативу?
А. В.: Мы хотим пойти даже дальше: не только запретить ношение оружие в пьяном виде, но в целом запретить носить его в общественных местах, чтобы минимизировать инциденты. Учитывая, что сейчас наше общество в принципе не готово к тому, чтобы оружие появилось в свободном обращении, скорее всего, я бы поддержал эти инициативы.
ВЗГЛЯД: В поправках есть также требование увеличения возраста, с которого разрешена покупка оружия, введение контрольного отстрела гильзы для всех видов оружия и запрет частным клиникам на медицинское освидетельствование. Какова ваша позиция по этим вопросам?
А. В.: С увеличением возраста и контрольным отстрелом гильзы я согласен. Что же касается запрета на выдачу справок в частных медучреждениях, то, на мой взгляд, вопрос вовсе не в частных клиниках. Иногда частные клиники подходят к требованиям более жестко, чем государственные. Я бы все-таки обратил внимание на квалификацию врачей, которые этим занимаются. Для них важна личная репутация, и неважно, в частной клинике он работает или государственной. Я склоняюсь к тому, чтобы у того, кто выдает справку, был опыт работы не менее семи лет и очень глубокие познания в этой области, чтобы он мог дать адекватную оценку проверяемому.