В кителе с наградными планками атаман регулярно появляется на всех официальных мероприятиях. Охотно позирует на фотографиях вместе с первыми лицами области и важными гостями из федерального центра. Учитывая безупречную боевую и последующую биографию, по личной рекомендации губернатора Николая Цуканова в прошлом году Данилевский избран местными активистами вторым лицом Общественной палаты региона.
Планки не могут быть аналогичны планкам любых государственных наград: хоть государственных наград, хоть боевых. У нас своя цветовая гамма планок и свои награды. В каждом войске их не более четырех
Среди наград наряду с другими государственными знаками отличия – планки боевых медалей «За отвагу» и «Ветеран боевых действий». Сам же Данилевский неоднократно заявлял сподвижникам, что в свое время прошел суровую школу афганской войны.
Однако запрос в архив Министерства обороны по поводу боевых подвигов атамана не подтвердил фактов его героической биографии. Более того, как выяснилось, среди ветеранов локальных конфликтов, проживающих в Калининградской области, Данилевский Сергей Николаевич не значится. Но даже угроза разоблачения не заставила главного казака янтарного края рассказать правду. Атаман избрал половинчатую тактику защиты.
«Это не боевые награды, а планки наград внутриведомственных, казачьих, очень похожих на боевые, и только, – пояснил газете ВЗГЛЯД Сергей Данилевский. – Государственные у меня тоже есть, просто я их не ношу».
Припомнить, какие именно общественные медали на его груди полностью идентичны медалям боевым, атаман так и не смог.
«Специально проштудировал все возможные и невозможные статуты, – возмущается известный в Калининграде блогер офицер запаса Александр Вавилов. – И близко нет ничего похожего! Что характерно, если посмотреть фотохронику, то планки появлялись на атаманской груди с завидной регулярностью, притом не штучно, а рядами. Оптом. Кстати, в богатом фотоархиве Данилевского в «Одноклассниках» ни одной фотки, приближенно напоминающей Афганистан или Среднюю Азию. Судя по фотографиям, Данилевский, являющийся на сегодняшний день казачьим полковником, и кадровым офицером никогда не был».
Подъесаул Владимир Соколов согласен с такой оценкой. «Бред это все... Не существует никаких идентичных наград, все это липа», – заявил Соколов.
Однако Сергей Данилевский продолжает настаивать: действительно, боевых наград не имеет, но за реку Пяндж его Родина посылала. «В самом начале афганской кампании рядовым в составе 229-го мотострелкового полка 72-й дивизии, базировавшейся в Белой Церкви, я на два месяца был переброшен в Афганистан», – рассказал атаман, не раскрывая ни места базирования части, ни особенностей боевых операций.
По утверждению калининградских афганцев, ни одно подразделение 72-й дивизии в начале войны в азиатскую республику не откомандировывалось, тем более на такой короткий период в течение всей кампании никого из срочников на войну не посылали.
Но и очередной довод не выбил из седла атамана. На недоумевающие вопросы сомневающихся сподвижников атаман невозмутимо сообщил новую версию: что все-таки участвовал в настоящей войне, однако в годы перестроечной смуты его личное дело затерялось, а в новом факт участия в боевых действиях не нашел своего отражения. В областном военкомате к такой истории отнеслись с большой долей иронии:
«Мы не прокуратура, новых дел не заводим, только восстанавливаем старые в случае утери, по запросам в части, где проходил службу военнообязанный, и архивы. Если не был, значит не был. Любой бы наверняка при таком неверном ответе из части возмутился, потребовал уточнений. Мы бы сделали запросы, все выяснили. Пока же, судя по документам, Данилевский – младший офицер, звание получил после прохождения соответствующих краткосрочных курсов офицеров запаса. Служил только срочную службу, был демобилизован сержантом», – рассказали в военкомате газете ВЗГЛЯД.
Калининградские афганцы на откровения от Данилевского уже готовы отреагировать чрезвычайно жестко.
«Честно говоря, уже терпения не хватает, за последние годы разоблачено несколько левых ветеранов, – возмущается член правления областной организации воинов-интернационалистов Андрей Кравцов. – Один депутатом Калининградского горсовета избрался, другой даже фамилию поменял, чтобы украсть биографию павшего на чеченской войне героя. Теперь вот новый случай, ждем объяснений от Данилевского, если надо, с запросами поможем. Но пока все указывает, что не был этот атаман нигде. Значит, просто ряженый. Обидно, мы в Афгане каждый день потом и кровью измеряли, а здесь ради карьеры и благ себе прошлое ушлые люди на раз придумывают и, как на карнавале, планки с боевыми медалями нашивают».
В свою очередь уважаемый в афганской среде офицер-орденоносец, депутат областной думы Юрий Федорищев уверен, что «фальсификация биографий, наград и боевых заслуг будет продолжаться до тех пор, пока хотя бы одного прохиндея не посадят в тюрьму». «О каком воспитании патриотизма может идти речь, если о нем вещают липовые ветераны?» – недоумевает Федорищев.
Атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий напомнил газете ВЗГЛЯД, что внутриведомственные казачьи награды утверждены геральдической комиссией при Совете при президенте России по делам казачества. Председатель комиссии – главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов.
«Планки не могут быть аналогичны планкам любых государственных наград: хоть государственных наград, хоть боевых. У нас своя цветовая гамма планок и свои награды. В каждом войске их не более четырех», – рассказал Водолацкий.
Он подчеркнул, что награды присуждаются за добросовестное выполнение своей работы: за воспитание молодежи, за развитие кадетского образования, за участие в охране общественного порядка, за работу по правоохранительной и природоохранной тематике.
«Все виды перечислены в федеральном законе № 154. Например, по одному из видов казак задержал нарушителя или предотвратил разбойное нападение по месту несения службы. И вот за это атаман местной казачьей организации пишет рапорт, и атаман войска поощряет», – пояснил атаман.