Спор за процент
Одним из самых яростных законодательных споров, ведущихся в России, после резонансных ДТП стала полемика вокруг нормы предельного допустимого содержания алкоголя в крови водителей.
Если человек истощен – нервный стресс, недоедание, хроническая болезнь, – он и при 0,2 потеряет реакцию
В понедельник президиум фракции «Единая Россия» принял решение прописать в законопроекте, ужесточающем ответственность за вождение в пьяном виде, полный запрет на содержание алкоголя в крови водителей – таким образом, даже 0,1 промилле будет расцениваться как состояние алкогольного опьянения, сообщает со ссылкой на члена президиума фракции партии Владимира Гутенева РИА «Новости».
Напомним, накануне внесения соответствующего законопроекта в парламент было известно о том, что депутаты еще не выработали окончательного решения, однако лоббисты «нулевого промилле» оказались сильнее скептиков.
Дискуссия разворачивалась бурно, но с аргументацией проблемы были у обеих сторон. В рабочем варианте законопроекта по ужесточению ответственности за вождение в нетрезвом состоянии содержалась норма о введении допустимых 0,2 промилле алкоголя в крови водителя. Противники введения предельно допустимой нормы считают, что в крови автомобилиста должно быть ноль промилле алкоголя, так как нельзя спрогнозировать, как употребление спиртных напитков в зависимости от времени суток и психоэмоционального состояния человека отразится на его способности управлять транспортным средством, приводит РИА «Новости» мнение Евгения Брюна.
Есть те, кто считает, что наша страна до этого попросту еще не дозрела. Возвращение допустимого количества алкоголя в крови водителей приведет к ситуациям, когда виновников пьяных ДТП смогут оправдать из-за этой нормы – так считает руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
#{smallinfographicleft=555161}«После принятия этого чрезвычайно сомнительного законопроекта граждане Российской Федерации будут наблюдать чудеса наяву – окажется, что у гражданина, выпавшего из автомобиля и убившего семерых человек на тротуаре, на следующий день в крови будет содержаться та самая норма алкоголя, которую хотят вернуть наши законодатели», – заявлял Онищенко «Интерфаксу».
В том ключе же рассуждала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
Однако за возвращение нормы о допустимых 0,2 промилле алкоголя в крови водителя ратовал комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Эта статья в рабочий вариант законопроекта была включена по инициативе первого зампредседателя комитета Вячеслава Лысакова, признанного защитника прав автомобилистов. Его инициативу горячо поддержали представители ЛДПР, уточнив при этом, что верхний порог этой нормы должен составить чуть больше – 0,3 промилле, сообщает «Интерфакс».
Аргументы за введение предельно допустимой нормы были просты: необходимо исключить случаи погрешностей при измерениях содержания алкоголя в крови и варианты, когда под наказание попадают люди не пьющие, но имеющие специфический обменный процесс, принимающие лекарственные препараты, заявил ранее Лысаков газете ВЗГЛЯД.
Еще в феврале в журнале «За рулем» появилась статья, которая доказывала необоснованность введения «нулевого порога».
В ответ на просьбу журнала прокомментировать публикацию Евгений Брюн ответил: «Многочисленные «радетели» забывают или сознательно умалчивают о проведенных тончайших физиологических исследованиях функций человека, находящегося под воздействием алкоголя», которые «доказали, что даже малейшие дозы» чреваты неприятностями для человека за рулем и окружающих. В повторном письме главный нарколог страны предложил поискать аргументацию в работе Э. А. Костандова и Т. Н. Решетова в «Журнале невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова», 1973, т. 68, выпуск 2, с. 899–907.
Редакция журнала нашла статью и выяснила, что речь в ней идет о деформациях центральной нервной системы хронических алкоголиков, а здоровые люди в ней служат эталоном для сравнений. В статье указано: по ходу опыта концентрация алкоголя в организме «хроников» после стакана равнялась в среднем 0,97‰ (промилле). После приема малой дозы алкоголя (60 мл) изменений в состоянии больных не отмечалось. Не наблюдается даже тенденции к удлинению времени восприятия, отмеченной у здоровых исследуемых». Но и так всем понятно, что алкоголиков нельзя допускать к вождению. Что касается здоровых людей, в статье отмечается, что «после приема 60 мл алкоголя здоровые исследуемые отмечали чувство легкого опьянения только первые 15–20 минут». Журнал приходит к выводу, что публичные заявления Евгения Брюна строятся отнюдь не на научных данных.
Специалист наркологического центра «МедВестЛайт» Юрий Иванов считает, что введение допустимых промилле необходимо не для безопасности дорожного движения, а для того, чтобы исключить злоупотребления со стороны ГИБДД и оставить некоторую степень свободы людям.
Он рассказал газете ВЗГЛЯД о том, что «в организме человека всегда присутствует определенное содержание алкоголя, так называемый естественный эндогенный алкоголь. Он содержится в малых количествах – в пределах 0,2 промилле, а чаще – гораздо меньше. Абсолютно трезвым и чистым человек не может быть – все зависит от того, как прибор настроен, на какую минимальную дозу реагирует. Любой прибор имеет погрешность», – сказал Иванов.
«Решения для принятия подобного закона (возвращение пороговых 0,3 промилле – ВЗГЛЯД) обоснованы научными наблюдениями и расчетами. Количественная оценка содержания алкоголя в крови возникла именно как метод исследования и научного обоснования риска», – рассказал медицинский консультант реабилитационного центра «Навигатор» (некоммерческий фонд «Здоровая Страна») Валентин Клинков.
Немецкое доказательство
Исследования действительно проводились. Так, например, в 1953 году в ФРГ были созданы специальные трубки для измерения уровня алкоголя в крови. В 1966 году в Международную конвенцию о дорожном движении включили положение о том, что в крови должно содержаться не более 0,8 промилле. В России в 1967 году три специалиста, В. И. Прозоровский, А. Ф. Рубцов и И. С. Карандаев, провели исследование о зависимости между состоянием опьянения и содержанием алкоголя в крови и выяснили, что к алкогольному опьянению приводят следующие показатели: менее 0,3% – отсутствие влияния алкоголя, от 0,3 до 0,5% – незначительное влияние, от 0,5 до 1,5% – легкое опьянение, от 1,5 до 2,5% – опьянение средней степени, от 2,5 до 3,0% – сильное опьянение, от 3,0 до 5,0% – тяжелое отравление, возможен летальный исход, свыше 5% – смертельное отравление.
«До 2008 года у нас было разрешено 0,5 промилле, в 2008 году мы приняли норму 0,3 промилле, в 2010 году ввели норму 0 промилле, то есть водитель должен быть абсолютно трезвым. В классической наркологии считается, что до 0,3 промилле клинические формы опьянения не определяются, то есть врач-нарколог не может на глаз определить, пьян человек или нет. Но это не говорит о том, что с этими показателями можно садиться за руль. Клинические признаки опьянения – это походка, шаткость и т. д., но это неправильно. Я тоже считаю, что водитель должен быть абсолютно трезвым за рулем», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный врач клиники Маршака Дмитрий Вашкин.
Наркологи сходятся в одном: необходимо проводить дополнительные исследования, потому что среда обитания человека, крупный город, подвержена серьезным изменениям. Однако лоббисты «нулевого промилле» напирают в основном на эмоциональную сторону дела.
Практичный норматив
На вопрос, почему обсуждались именно 0,2 и 0,3 промилле и зачем они нужны, врачи отвечают, что эта та минимальная грань, когда не попадают под эти критерии разные псевдоспиртные напитки: квас, кефир, «Буратино» и «Тархун», где присутствует спиртовая составляющая. Выпив литра полтора кефира, получаешь в крови 0,2 промилле, но никакого влияния на психику, моторику, управление автомобилем это не оказывает. Юрий Иванов добавил, что в Европе 0,5 промилле, «потому что там цивилизованное общество, в отличие от нашей дикой страны». «Там жесткое законодательство. Немец, выпив две кружки пива, спокойно садится и едет домой, не обгоняя и не нарушая правил», – сказал он.
Каких-то общих для всех точных показателей, которые серьезно влияют на поведение автомобилиста, быть не может.
«Все рассчитывается индивидуально. Дураку и бутылки пива достаточно. Если человек истощен – нервный стресс, недоедание, хроническая болезнь, – он и при 0,2 потеряет реакцию. Если здоровый человек выпил, закусил, то может и на 0,7 промилле спокойно доехать домой», – уверен Иванов.
По словам Клинова, все зависит от того, как работает ферментная система конкретного человека. «От ноля до 0,3 промилле опасности нет. От 0,3 может наблюдаться замедление реакции. Это подтверждено эмпирическим путем, еще в Советском Союзе проводились такие наблюдения. Опасность при вождении, работе с движущимися частями станков и т. п. возникает в легкой стадии опьянения (0,5–1,5 промилле). Замедляется скорость реакции, снижается качество контроля, снижается критическая оценка ситуации», – считает эксперт.
«Старый норматив – до 0,3 промилле – был практичным. Не драконовская мера, и при этом взвешенный инструмент», – добавил Клинков.
«Если бы была введена норма в 0,2 или 0,3 промилле, под защиту закона попали бы люди, которые любят кефир или квас, которые выпили вечером три бутылки легкого пива (в зависимости от организма), люди, которые употребляют лекарства на спирту – например, кто-то пьет с утра настойку элеутерококка. Если он выпьет 15 капель, и в течение 15 минут его тормознут, у него будет 0,4 промилле, а через 15 минут у него не будет этих промилле», – сказал Иванов.
По его мнению, количество разрешенных промилле никак не скажется на количестве аварий на дорогах. «Вот мы сейчас на «нуле». Кого это ограничивает? Выпить и повалить людей, как кегли, – это происходит и сейчас. Надо оставить 0,2 или 0,3 на тот случай, чтобы избежать коррупции со стороны ГИБДД. У нас аварии, когда семь человек сбиты, происходят раз в год, а инспекторы регулярно собирают деньги с людей, которые не пили. Злоупотребление с их стороны будет гораздо больше, если такую норму не введут», – добавил он.
По его словам, две бутылки пива, выпитые вечером, к утру не оставят следа. А 300 граммов водки оставят больше 0,3 промилле. При этом все индивидуально и зависит от физиологических особенностей организма.
В том, что промилле никак не влияют на аварийность, убеждают и автомобилисты. От пьяных водителей у нас гибнет 5% от всех жертв ДТП. Это очень большая величина, но пьяные водители не входят даже в первую тройку причин, от которых люди гибнут на дорогах.
Как заявил ранее газете ВЗГЛЯД координатор Общества синих ведерок Петр Шкуматов: «С пьянкой за рулем наказание должно предотвращать трагедию. Надо бить рублем, вводить большие штрафы за вождение в пьяном состоянии – 250–300 тысяч рублей. Экономическая составляющая сидит в голове человека гораздо прочнее, чем те способы расправы, которой пугают наши деятели. Но, чтобы это все работало, чтобы не было «подстав», необходимо возвращать норму в 0,3 промилле, а еще лучше – 0,5, потому что это не влияет на аварийность», – убежден он.
Стоит отметить, что предел в 0,2 промилле существует в Швеции. В большинстве стран Европы закреплена норма в 0,3–0,5 промилле, абсолютного ноля требуют в Грузии, Армении, Азербайджане, Чехии, Венгрии и Румынии. Максимально разрешенная концентрация 0,8 промилле применяется в США, Канаде, Мексике, Британии и Ирландии.
Напомним, что промилле – это единица измерения содержания этилового спирта (алкоголя) в крови, тысячная доля. 1 промилле означает, что в 1000 мл (или 1 л) крови содержится 1 мл этилового спирта.