Коллегия присяжных оправдала подсудимых по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа», произошедшей в 2008 году, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на адвоката Сергея Бондаря, представляющего интересы фигуранта дела – командира АПЛ «Нерпа» Дмитрия Лаврентьева.
Присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки АПЛ. Это странно. Ведь факт был, и именно он привел к гибели людей
Напомним, авария на «Нерпе» произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона.
Обвиняемым по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа» проходили капитан этой АПЛ Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина Дмитрий Гробов. Лаврентьеву вменяли ч. 3 ст. 286 («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности – двум и более лицам»), предполагающую санкции до 10 лет лишения свободы. Дмитрию Гробову вменялось совершение преступления по ч. 3 ст. 109 («Причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам»), предусматривающей до пяти лет лишения свободы, и ч. 2 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей»). По версии следствия, Гробов, несмотря на наличие внутренней связи, якобы включил пожарную сигнализацию, чтобы подозвать вахтенного. В результате таких действий сработала система пожаротушения, загерметизировавшая и заполнившая два отсека АПЛ фреоном. В этих отсеках находились трое военнослужащих и 17 гражданских членов сдаточной комиссии (АПЛ «Нерпа» в тот момент проходила ходовые испытания). Все они погибли.
Жертвы были жителями Большого Камня, Комсомольска-на-Амуре и Москвы. Еще 21 человека госпитализировали с отравлением. Спустя 10 дней после ЧП на атомной подлодке «Нерпа» стало известно, что количество пострадавших в результате аварии увеличилось вдвое. За помощью к медикам обратились более 40 человек. Всего на «Нерпе» во время первых испытаний находились 208 человек. Ранее представитель Следственного комитета (СК) России Владимир Маркин заявлял, что подозреваемый уже дал признательные показания.
В ответ на такое заявление сослуживцы Гробова предположили, что если он и признал свою вину, то под давлением. «Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочную объемную химическую защиту), – заявил один из офицеров экипажа «Нерпы». – Я с ним служу с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист, который прибыл в Приморье с Камчатки, где служил на АПЛ».
Обвинительное заключение по делу было подготовлено к концу марта этого года. Изначально фигурантом дела назывался и бывший командир бригады, в которую входила лодка, Сергей Захарченко. На данный момент он уволен в запас в связи с выходом на пенсию. Его вина в халатности и плохой подготовке подчиненных доказана не была, и в суде его дело не рассматривалось.
Оправдательный приговор суда присяжных не удовлетворил прокуратуру, передает «Интерфакс»: «Присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки АПЛ. Это странно. Ведь факт был, и именно он привел к гибели людей», – заявил после оглашения приговора прокурор ТОФ Сергей Коломиец.
По его словам, прокуратура не может согласиться с таким решением и будет «обязательно» обжаловать его в кассационном порядке.
В данный момент испытания подлодки «Нерпа», которая должна быть передана в лизинг индийским ВМС, продолжаются.
Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б», по классификации НАТО – «Акула») относится к подлодкам третьего поколения. Водоизмещение АПЛ «Нерпа» составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость – 30 узлов, максимальная глубина погружения – 600 метров, автономность – 100 суток, экипаж – 73 человека, вооружение – по четыре торпедных аппарата калибра 533 и 650 миллиметров. Она была заложена в 1991 году на Амурском судостроительном заводе. Из-за перебоев с финансированием строительство велось с большими перерывами.