«По нашим данным, отделение спутника «Экспресс АМ-4» от разгонного блока «Бриз-М» не произошло, и космическая головная часть точно находится на нерасчетной орбите», – заявил РИА «Новости» источник в ракетно-космической отрасли. В настоящее время инженеры пытаются выяснить параметры орбиты, по которой аварийный аппарат движется вокруг Земли.
Эти данные ставят крест на попытках привести спутник на нужную орбиту и запустить его работу. В четверг в интервью газете ВЗГЛЯД советник президента РКК «Энергия» Александр Железняков говорил, что надежда привести «Экспресс АМ-4» в рабочее состояние еще была. При этом эксперт дал понять: это может произойти только в том случае, если не произошло «что-то фатальное». «Например, если он не отделился от разгонного блока, то использовать его уже точно будет нельзя», – заметил Александр Железняков.
Между тем система слежения за космическим пространством из США, возможно, засекла на орбите неудачно запущенный российский спутник, сообщает ИТАР-ТАСС. Правда, заокеанские инженеры еще не определились точно, что именно зафиксировала их система. Рассматриваются три версии: это либо дополнительный топливный бак, либо спутник с не отделившимся разгонным блоком, либо спутник без разгонного блока.
Напомним, в четверг утром стало известно, что новый российский спутник связи «Экспресс АМ-4», запущенный в 1.25 по московскому времени с космодрома Байконур, не вышел на целевую геостационарную орбиту.
Говоря о запуске этого аппарата, Роскосмос называл его самым мощным и высокотехнологичным телекоммуникационным спутником России на сегодняшний день.
Спутник «Экспресс АМ-4» предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг, в частности, цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа к сети Интернет, для создания сетей связи на основе технологий VSAT. Имеет 30 транспондеров C-диапазона, 28 – Ku-диапазона, два – Ka-диапазона и три – L-диапазона, 10 антенн космического аппарата должны были обеспечивать устойчивое покрытие всей территории РФ и стран СНГ.
Перенацеливаемые лучи могли быть использованы для предоставления услуг в любой точке видимости спутника. Масса аппарата превышала 5,5 тонны, срок его службы должен был составить 15 лет.
«Экспресс АМ-4» был создан в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева при участии европейской компании EADS Astrium на базе платформы Eurostar Е3000 по заказу ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) – стопроцентно государственной компании, российского национального оператора спутниковой связи.
По данным газеты «Ведомости», в Минкомсвязи РФ считают, что потеря новейшего спутника принесет серьезный урон российской телекоммуникационной отрасли, так как «емкость «Экспресс АМ-4» составляет 2722 МГц, это почти треть всей действующей сейчас группировки из 11 спутников «Космической связи».
При этом гендиректор компании «Рэйстелеком» Сергей Пехтерев и вовсе сравнивает неудачу «Экспресс АМ-4» с катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС. Эксперт утверждает, что этот спутник планировали использовать многие крупные операторы связи и организации.
По мнению эксперта, даже с учетом того, что «Экспресс АМ-4» был застрахован на сумму, превышающую 7 млрд рублей, постройка нового аналогичного аппарата займет несколько лет, что затормозит развитие отечественного телекома на два–три года.