Глава МВД Рашид Нургалиев в понедельник подвел итоги переаттестации сотрудников милиции, которая завершилась 1 августа этого года. По ее итогам работу в полиции получили более 875 тыс. человек, более 183 тыс. были уволены со службы по разным причинам – от состояния здоровья и возраста до коррупции.
О тех, кто уволен по коррупционным основаниям, беспокоиться не стоит. Они занимались бизнесом, находясь на службе, и спокойно перейдут в гражданскую жизнь
В генеральском составе процент уволенных оказался ниже – переаттестацию не прошел 21 высший офицер из почти 350.
Свое мнение об итогах переаттестации, а также об обещании главы МВД помочь с трудоустройством отчисленным со службы милиционерам в интервью газете ВЗГЛЯД выразил первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.
ВЗГЛЯД: Михаил Игнатьевич, процедуру переаттестации прошли 875 тыс. сотрудников. В начале реформы МВД планировалось сократить 22% личного состава милиции. Достигнута ли эта цифра на настоящий момент?
Михаил Гришанков: Сокращение еще не завершено. Этот вопрос пока открыт. 1 августа – формальный срок завершения переаттестации. Я думаю, что процесс еще будет в какой-то степени продолжаться. То, что заявленные цифры сокращения будут соблюдены, – это факт, но это произойдет не сейчас, а до конца года.
ВЗГЛЯД: То есть из этих 875 тыс. еще часть будет отсеяна?
М. Г.: Я думаю, еще будет принято решение о том, чтобы сократить какие-то подразделения или тех, кто не прошел переаттестацию с первого раза и не прошел какую-то проверку. Уверен, что 1 августа – это не конечный срок, хотя формально он был объявлен.
ВЗГЛЯД: По данным главы МВД Рашида Нургалиева, переаттестацию не прошел 21 генерал из 350. О чем, на ваш взгляд, свидетельствует эта цифра?
М. Г.: Думаю, она несколько занижена. Рашид Гумарович сделал определенное, скажем так, открытие для себя, что ряд высоких руководителей МВД имели недвижимость и банковские счета за рубежом. Конечно, были проведены проверки, в том числе и Росфинмониторинг много работал. Но мне кажется, что в рамках переаттестации учитывались больше формальные вещи. Я имею в виду достоверность декларации.
Вопрос в том, что ряд руководителей МВД были замешаны в коррупционных скандалах, и они совершенно спокойно прошли переаттестацию. Вот это, на мой взгляд, не в полной мере положительный результат переаттестации. То есть если бы к ней подходили более жестко – с четкими нравственными и этическими критериями, то ряд генералов также не прошли бы переаттестацию.
ВЗГЛЯД: Можете назвать кого-нибудь для примера?
М. Г.: Нет, фамилии называть я не буду.
ВЗГЛЯД: Справедливо ли утверждение, что проведенная переаттестация снизила уровень коррупции в МВД?
М. Г.: Действительно, многие сотрудники милиции в ходе переаттестации очень серьезно отнеслись к этому процессу и боялись попасть в какой-то коррупционный или информационный скандал. Это было серьезным достижением переаттестации. Но самое главное, чтобы была действительно четкая оценка работы каждого сотрудника полиции. Переаттестации начинаются и заканчиваются, а работа полицейского идет каждый день.
Те высокие требования, которые должны были предъявляться и в определенной степени предъявлялись, должны предъявляться и в последующем.
ВЗГЛЯД: Переаттестация закончена. Как, на ваш взгляд, должна строить свою работу полиция, чтобы граждане начали ей доверять?
М. Г.: Доверять будут конкретно делам. Словам не поверит никто. В последние месяцы была позитивная тенденция, когда руководство МВД, руководство региональных подразделений оперативно разбирались с любым случаем, который попадал в прессу или становился известным благодаря жалобам граждан. Такая оперативная реакция и определенная чистка, проведенная на основе жалоб, – это была положительная тенденция.
Когда граждане будут видеть, что на их требования и замечания реагирует руководство, начинает меняться стиль работы, тогда доверие будет возвращаться. Я думаю, что шансы у нас еще есть.
ВЗГЛЯД: Говоря об окончании переаттестации, Рашид Нургалиев заявил, что МВД считает делом чести устроить на работу тех, кто не прошел процедуру переаттестации. Что вы об этом думаете? Насколько сложно будет трудоустроить тех, кто не прошел переаттестацию?
М. Г.: Это очень серьезный вопрос для МВД. Все прекрасно понимают, что некоторые сотрудники не прошли переаттестацию именно потому, что были замешаны в тех или иных скандалах, коррупционных делах. Тут возникает вопрос: куда их трудоустраивать?
ВЗГЛЯД: Министр говорил о трудоустройстве тех, кто не прошел переаттестацию по возрасту, болезни и еще «ряду факторов».
М. Г.: Думаю, для тех, кто не прошел переаттестацию по здоровью и по возрасту, будут возможности трудоустройства. Не все же они работают в Москве и крупных городах. Если основанием для их увольнения послужили не коррупционные причины, то, я думаю, они смогут себя найти и на государственной службе.
Сегодня в муниципалитетах в районах не хватает специалистов, людей, которые могут брать на себя ответственность. Поэтому те, кто уволен по болезни или в связи с выходом на пенсию, я думаю, сумеют себя реализовать.
ВЗГЛЯД: А те, кто по коррупционным основаниям?
М. Г.: О тех, кто уволен по коррупционным основаниям, беспокоиться не стоит. Они занимались бизнесом, находясь на службе, и спокойно перейдут в гражданскую жизнь.