Общество

22 июня 2011, 19:02

Вадим Базыкин: Перепутали дорогу с полосой

Фото: ИТАР-ТАСС

«Заход на посадку – с одной стороны, очень сложный процесс, но с другой – он гениально прост. Технология работы экипажа точна настолько, что человеку некогда зевнуть», – рассказал газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот России Вадим Базыкин, комментируя обстоятельства падения самолета, не дотянувшего до аэропорта Петрозаводска.

В среду в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференции под названием «Предварительные итоги расследования авиакатастрофы в Карелии». Изначально на нее были заявлены в том числе и представители Северо-Западного следственного управления на транспорте и Транспортной прокуратуры. Однако, как объяснили организаторы, дело об авиакатастрофе под Петрозаводском было передано из соответствующих структур на Северо-Западе в федеральный центр, а там пока не закончилась работа над исследованием всех обстоятельств трагедии.

#{image=528255}Выступавший на пресс-конференции начальник управления оперативного планирования Северо-Западного регионального центра МЧС Дмитрий Лёгенький отметил, что последствия аварии могли бы быть еще худшими, если бы не четкая, слаженная работа оперативных служб. А также обратил внимание на то обстоятельство, что самолет начал разрушаться не в воздухе, а только при соприкосновении с землей, пожар на нем тоже начался уже после этого. Таким образом, у пассажиров был хоть какой-то шанс выжить. И несколько человек спаслись.

«По последним данным, в живых остались семь человек, все они находятся сейчас в больницах», – рассказал Лёгенький.

Напомним, изначально выжившими считались восемь человек, но один из них скончался позже в больнице.

Напомним также, что, по предварительным данным, авиакатастрофа произошла из-за ошибки пилота и плохих погодных условий. Эту версию озвучил накануне вице-премьер Сергей Иванов.

Своим мнением о трагедии под Петрозаводском газета ВЗГЛЯД попросила поделиться летчика-испытателя, известного пилота вертолета, заслуженного пилота России Вадима Базыкина. Тем более что он около 10 лет проработал на том самом аэродроме, куда чуть-чуть не долетел Ту-134.

ВЗГЛЯД: Вадим Валерьевич, поделитесь вашим мнением о произошедшем.  Известно ли вам о предварительных итогах расследования?

Заслуженный пилот России Вадим Базыкин более 10 лет проработал на аэродроме, до которого не долетел Ту-134 (фото: interaerocom.lenexpo.ru)

Вадим Базыкин: Пока не прослушан радиообмен, точнее, он уже прослушан, но пока не опубликован – я имею в виду именно переговоры между членами экипажа, а не «самолет-земля», – с уверенностью на 100% говорить о причинах трагедии нельзя. Но очень похоже на то, что они действительно производили посадку на дорогу, приняв ее за взлетную полосу. А когда уже поняли, что она уходит от курса под 90 градусов, было уже поздно, они, видимо, досаживали уже.

ВЗГЛЯД: То есть они лишь в самый последний момент поняли, что это дорога?

В. Б.: Скорее всего, да. Там белые ночи, достаточно светло, и, в принципе, особого труда увидеть это не составляет. Единственное – погода все подпортила, там были сложные погодные условия, плохая видимость. И если бы они хотя бы немножко повыше находились, хотя бы метров на 10–15, то в запасе у них были бы как раз эти три секунды злосчастные. И они бы, конечно, ушли на второй круг.

ВЗГЛЯД: Почему все-таки летчики могли спутать шоссе с аэродромом?

В. Б.: Если говорить не о данном конкретном случае, а в принципе о том, почему путают шоссе с полосой, то причина – в некачественном тренинге, некачественной подготовке к полету. К сожалению, это так.

ВЗГЛЯД: То есть речь идет о человеческом факторе? Не техника виновата, а экипаж не справился?

В. Б.: Да, скорее всего, человеческий фактор.

ВЗГЛЯД: Несколько человек в результате трагедии все-таки выжили. Как по-вашему, жертв могло бы быть больше? На последнем этапе, когда снова набрать высоту было уже невозможно, летчики сделали все, что могли?

В. Б.: Да, конечно, они делали все, что могли, пытались выравнивать машину, когда поняли, что это шоссе. А шоссе это искривляется. Если бы была прямая, может быть, жесткая посадка произошла бы без жертв или без такого количества погибших. А так... Они досаживали самолет. Я думаю, что даже за две–три секунды до разрушения самолета летчики все еще были уверены, что все идет по плану. А когда поняли, ничего не оставалось, как просто досаживать.

ВЗГЛЯД: А почему приборы, навигация не показали им, что это не то место, куда нужно садиться?

В. Б.: Это могло быть только по причине несогласованных действий экипажа. Приборы не врут, они могут только давать погрешность. И для того как раз в кабине находится летчик, чтобы понимать, погрешность это или нет.

ВЗГЛЯД: Вы работали на этом аэродроме. Расскажите о нем. Считается ли он каким-то сложным для посадки самолетов? Какое расстояние от него до места трагедии?

В. Б.: Да, я проработал там больше 10 лет. Он находится примерно в 700 метрах от места крушения, совсем рядом. О сложности не могу сказать, скорее о некоторых особенностях. Дальний привод там находится на возвышении – на сопочке, сам аэродром находится между сопочек. Они, в общем-то, невысокие, но для хорошей погоды. А в плохую погоду они, конечно, выглядят, как гиганты. И смотришь – полоса вроде бы свободна, а вокруг висят такие «шапочки». При большой облачности такое происходит. Так же и здесь было, наверное. Дальний привод проходили на высоте. К ближнему приводу начали уже нырять, носик опускать. И, может, штурман, поскольку он сидит в самом низу, сказал, что полоса справа. А может, и сам командир решил повернуть. Гадать тут нельзя, надо просто услышать выводы следствия, почему это произошло. Но факт тот, что поворот был.

ВЗГЛЯД: Эти холмы, сопки – они в принципе мешают садиться?

В. Б.: Заход на посадку – с одной стороны, очень сложный процесс, но с другой – он гениально прост. Технология работы экипажа точна настолько, что человеку некогда зевнуть. С высоты принятия решения о посадке ты постоянно занят чем-то. Штурман говорит тебе курс, снижение такое-то, давление такое-то, выполняется карта, шасси выпущены, закрылки столько-то градусов – ты постоянно находишься в работе. И действуешь по накатанной. Проходишь дальний привод, диспетчер подтверждает. Потом ближний привод. Потом диспетчер говорит – полоса перед вами. И если ты не видишь полосу, высота принятия решения там – 60–70 метров, ты должен уйти на второй круг. Все.

ВЗГЛЯД: По поводу второго круга ряд экспертов говорят, что гражданские летчики в России вынуждены экономить топливо. Они якобы не идут на второй круг, поскольку потом их за это накажут, они должны максимально использовать каждый литр топлива. Существует такая проблема?

В. Б.: Я слышал от коллег об экономии топлива много раз. Но не помню ни одного случая, чтобы наказывали тех, кто этого не сделал. За это не наказывают, за это не доплачивают. Понимаете, экономия – это же не заработная плата, это просто плюсик возможный к твоей заработной плате. А использовать экономию как предлог при заходе на посадку – это преступление. Я не думаю, что в данном случае они рассматривали этот вопрос.

ВЗГЛЯД: Что вы думаете о самолете Ту-134 и о его будущем в связи с трагедией в Карелии?

В. Б.: Это очень хорошая, сильная машина. Но это машина 70-х годов. И надо это понимать. Какую бы самую современную авионику вы туда ни закладывали, все равно в простонародье его называют «истребитель». Пассажирский истребитель. Он высокоскоростной. А при заходе на посадку – чем меньше скорость, тем безопаснее считается самолет. Это первое.

Второе – я считаю, что программа списания таких самолетов должна быть. Но резко снимать их с рейсов, конечно, нельзя. Зачем выкидывать на свалку то, что еще может приносить пользу? Повторюсь, это хорошая машина, она еще может эксплуатироваться какое-то время. Сам я не летал на Ту-134 как пилот, только проходил в качестве тренажера. Но все мои друзья, которые сидели за его штурвалом, считают за счастье летать на нем.

Текст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России
Темы дня

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Мощные вспышки на Солнце отключили радиосвязь в ряде стран

Новости

Военных США привели в повышенную боеготовность из-за размещения россиян в Нигере

Американские военнослужащие, дислоцированные в Нигере, переведены в режим повышенной боевой готовности в связи с размещением на той же базе российских военных специалистов, сообщили СМИ со ссылкой на источник в силовых структурах Нигера.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Захарова: От войск НАТО на Украине ничего не останется

Войска Североатлантического альянса будут уничтожены в случае их отправки на Украину, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Финляндии арестовали троих россиян по подозрению в обходе санкций

Суд в финском городе Каяани постановил взять под стражу троих граждан России, подозреваемых в вывозе за рубеж товаров двойного назначения. Это в Финляндии считается преступлением, связанным с нарушением санкционного законодательства.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Финляндия впервые за 18 лет обнаружила нелегальную разведку у границы с РФ

В Финляндии впервые с 2006 года возбуждено уголовное дело по факту осуществления незаконной разведывательной деятельности, сообщает Yle.

Эксперт предсказал кислотный дождь в Берлине после пожара

Пожар на заводе Diehl в Берлине может привести к попаданию в воздух синильной и серной кислот. Это чревато кислотным дождем и химическими ожогами у населения, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?