В Москве 19 декабря состоялась встреча руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимира Поповкина с генеральным директором Европейского космического агентства (ESA) Жан-Жаком Дорденом.
Наиболее заслуживающей внимания была признана лунная исследовательская миссия, сроки осуществления которой – 2016–2020 годы
«Участники мероприятия подвели итоги деятельности созданных в августе 2011 года рабочих групп по науке и средствам выведения, а также обменялись мнениями по вопросу перспективы участия России в проекте «ЭкзоМарс», сообщается во вторник на сайте Роскосмоса.
Генеральный директор ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ФГУП ЦНИИмаш) Геннадий Райкунов озвучил результаты деятельности рабочей группы по науке, в которой он является сопредседателем.
По его словам, в процессе работы было рассмотрено пять научных проектов, представляющих потенциальный интерес. Прежде всего это касается миссии в систему Юпитера с посадкой на одном из его ледяных спутников и миссии по доставке образцов грунта из полярного региона Луны.
«Кроме того, рассматривался проект исследования атмосферы Венеры и посадки на эту планету, миссия на околоземной астероид с доставкой грунта на Землю. А также создание астрономической обсерватории на базе телескопа, основанного на оптических элементах Френеля.
Наиболее заслуживающими внимания были признаны лунная исследовательская миссия, сроки осуществления которой – 2016–2020 годы, и юпитерианская миссия (посадка на спутник Ганимед), которая может быть начата после 2020 года», – отмечается в сообщении космического ведомства.
По мнению участников встречи, согласившихся с выводами рабочей группы по науке и принявших решение продолжить работу с предложенными проектами, следующим этапом по их реализации должна стать разработка технического задания. Что касается остальных трех проектов, то, по мнению Владимира Поповкина, нужно не упускать их из виду и проводить по ним исследовательские работы.
Генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» Владимир Нестеров, являющийся сопредседателем рабочей группы по средствам выведения, на встрече изложил основные общие задачи и возможные направления сотрудничества в сфере создания ракет-носителей.
Одним из таких направлений стало сокращение стоимости запуска за счет использования экологически безопасных видов топлива, в особенности при падении отработанных ступеней (для России – использование зон падения вне континентальной территории), а кроме того, создание нового пилотируемого носителя грузоподъемностью 20–25 тонн, а также создание носителя тяжелого класса (грузоподъемностью более 50 тонн с возможностью его усовершенствования в будущем) для обслуживания пилотируемых миссий исследования космоса.
По мнению руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, возможность технической реализации этих проектов не вызывает сомнений, но для воплощения их в жизнь с организационной точки зрения необходимо более тесное сотрудничество предприятий России и Европы.
«На следующем этапе необходимо подключить предприятия Европы для оценки практической реализуемости этих проектов. Парк ракет-носителей должен соответствовать тем миссиям, которые мы будем закладывать, а не развиваться сам по себе», – отметил он.
Участники встречи согласились с выводами рабочей группы по средствам выведения и поддержали предложение продолжить работу с представленными проектами с условием привлечения предприятий и космических агентств Европы, в особенности Франции и Германии.
Отметим, что, после того как стало известно, что миссия «Фобос-Грунт» провалена, статс-секретарь Роскосмоса Виталий Давыдов заявил, что ведомство может переориентироваться с попыток достичь Красной планеты на исследования Луны.
«Мы сейчас крепко подумаем. Если станет понятно, что все сорвалось, и будет решен вопрос со страхованием, то есть с выплатой страховой премии, мы определимся, что делать дальше. Мы уже говорили о том, что планируем сделать следующим нашим шагом Луну. Еще раз подумаем, как здесь дальше разложить силы. Может, имеет смысл перейти к тому, чтобы сделать более внятные шаги к Луне, а что касается Марса, сделать ставку на кооперацию с нашими партнерами: например, Европа предлагает нам участие в проекте «ЭкзоМарс», – сказал Давыдов.