Во Франции набирает обороты «дело Карачи», связанное с коррупционной сделкой на поставку подводных лодок в Пакистан. В среду стало известно, что в рамках расследования задержан бывший министр культуры страны Доннедье де Вабр. И в ближайшие дни он будет доставлен на допрос к следователю, сообщает Liberation.
Дело Карачи» связано с предполагаемыми «откатами» при заключении договора на поставку подводных лодок в Пакистан
По данным издания, допрос де Вабра назначен на среду. Газета считает, что после допроса экс-министру, скорее всего, предъявят обвинение. В настоящее время в качестве обвиняемых по делу уже проходят три человека, в том числе бывший советник нынешнего президента Франции Николя Саркози Тьерри Гобер. Он помогал Саркози, когда тот был министром по бюджету в 1990-е годы.
Как отмечает издание, «дело Карачи» связано с предполагаемыми «откатами» при заключении договора на поставку подводных лодок в Пакистан. Договор на поставку трех французских подводных лодок в Пакистан был заключен в 1994 году. Де Вабр тогда был советником министра обороны Франсуа Леотара. Впоследствии этот договор стал объектом проверки со стороны правоохранительных органов в связи с подозрением в выплате «откатов» пакистанской стороне.
По версии следствия, часть этих денег могла возвращаться во Францию для финансирования президентской кампании Эдуарда Балладюра, в 1995 году проигравшего выборы Жаку Шираку.
Следствие также подозревает, что именно с прекращением по указанию Ширака выплаты «откатов» Пакистану мог быть связан теракт, произошедший в 2002 году в пакистанском городе Карачи. 8 мая 2002 года камикадзе на машине подорвал автобус, в котором погибли 15 человек, в том числе 11 французов – сотрудников госкомпании военного судостроения Франции DCN. Жертвы работали над строительством трех подлодок Agosta, купленных Пакистаном у Франции.
Тогда все подозрения пали на «Аль-Каиду*», однако в прошлом году основная версия изменилась – теперь речь идет о крупнейшем деле о коррупции в высших эшелонах власти. К нему причастны два президента республики – Николя Саркози и Жак Ширак – и два экс-премьер-министра – Эдуард Балладюр и Доминик де Вильпен.
В 2010 году де Вабр привлекался к делу в качестве свидетеля. Тогда он заявил, что не принимал сколько-нибудь значимого участия в переговорах.
Во французских СМИ отмечалось, что теракт мог стать местью пакистанских властей, вызванной решением Ширака прекратить «откаты» за военный контракт. Регулярные «комиссии» посредникам выплачивались с момента заключения сделки на 850 млн евро в 1994 году, когда правительство Франции возглавлял Эдуард Балладюр.
Как удалось установить во время следствия, часть средств возвращалась во Францию через счета в люксембургских банках и, предположительно, использовалась для финансирования предвыборной кампании Балладюра. Николя Саркози не только работал министром по бюджету в его кабинете, но и был пресс-секретарем и казначеем его президентской кампании, поэтому просто не мог не знать о проводимых махинациях.
В рамках расследования полиция Люксембурга подготовила отчет, согласно которому в 1994 году Саркози руководил оформлением в Великом герцогстве коммерческих структур Heine и Eurolux, через которые было перечислено в Пакистан около 14 млн евро.
Это объясняет, почему Жак Ширак, придя к власти, положил конец коррупционной схеме – он хотел помешать финансированию своего бывшего соперника по выборам. Парадоксально, но Жак Ширак тоже попал под подозрение родственников погибших: его обвиняют в непреднамеренном убийстве. Адвокат Морис утверждает, что руководство DCN предупреждало его о возможных последствиях прекращения взяток, но президент настоял на своем, не предотвратив человеческие жертвы.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ