Во вторник экс-мэр Москвы Юрий Лужков дал свидетельские показания по делу о хищениях в Банке Москвы.
Юрий Михайлович будет чувствовать себя крайне дискомфортно на посылках у Валентины Матвиенко
Бывший градоначальник прибыл в Следственный департамент МВД около 11 часов. От общения с журналистами он отказался. Дело Банка Москвы, в рамках которого во вторник был допрошен бывший мэр столицы Юрий Лужков, передано другому следователю, сообщил журналистам адвокат Генри Резник, представляющий интересы экс-градоначальника.
«У меня нет претензий к следователю. Это высококвалифицированный человек, который только что принял дело», – заявил Резник по окончании допроса Лужкова, который длился больше четырех часов.
Допрос вел не следователь Писаревский, который ранее занимался делом Банка Москвы, а следователь Михайлова.
Адвокат Лужкова Генри Резник сообщил, что его доверитель приехал в «мажорном» настроении, и предположил, что допрос будет долгим, поскольку необходимо ознакомиться с документами. «Еще раз подчеркиваю, что никаких обвинений Юрию Михайловичу не предъявлялось», – приводит слова адвоката «Интерфакс».
«Я могу вам сказать честно, что Юрий Михайлович ответил на все вопросы, которые ему задавались. От ответа ни на один вопрос он не уклонился», – сказал защитник, передает ИТАР-ТАСС.
Резник подтвердил, что следствие интересовали сведения по так называемому делу Банка Москвы, касающиеся дополнительной эмиссии акций этого кредитного учреждения и покупки их столичным правительством.
В то же время адвокат сослался на данную им подписку о неразглашении тайны следствия и в связи с этим отказался от комментариев по существу данного дела.
Отвечая на вопросы журналистов до начала допроса Лужкова, Генри Резник не исключил, что бывший градоначальник может получить мандат сенатора. «А станет ли Лужков членом Совета Федерации – очень даже может быть», – приводит его слова ИТАР-ТАСС. При этом он не пояснил, какой именно субъект Федерации может, по его мнению, представлять в верхней палате его подзащитный.
Однако после допроса, который Лужков покинул уже в статусе свидетеля, а не обвиняемого, Генри Резник пояснил, что его высказывание о возможном избрании Лужкова в Совет Федерации было шуткой, передает ИТАР-ТАСС.
«Да шучу я! Могу я пошутить?» – сказал он.
Между тем в партии «Единая Россия» скептически отнеслись к заявлению о возможности Лужкова стать сенатором. «Для того чтобы стать сенатором, нужно быть депутатом, а он не депутат», – заявил замсекретаря президиума Генсовета партии Юрий Шувалов. По его словам, даже наличие теоретически так называемого отложенного мандата – недостаточное основание. В частности, за него должно проголосовать еще и Законодательное собрание. «Это второе необходимое условие, – пояснил Шувалов. – Поэтому данный вопрос должен быть в первую очередь адресован депутатам, которые должны, по идее, его делегировать».
«Но в сложившейся ситуации, когда Лужков вышел из партии и, более того, сделал определенные заявления относительно самой партии, я думаю, вряд ли он получит такую поддержку», – заключил Шувалов.
«Человек, который в свое время торговался за пост вице-спикера или даже спикера Совфеда, едва ли удовлетворится сенатским креслом. Хотя, судя по всему, Юрий Михайлович настолько хочет вернуться в обойму, что может принять и такое предложение, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Другое дело, я очень сомневаюсь в том, что Лужков будет рекомендован в кресло сенатора от Москвы, или что кто-то из губернаторов других регионов возьмет на себя такой грех.
Более того, мне кажется, что Юрий Михайлович будет чувствовать себя крайне дискомфортно на посылках у Валентины Матвиенко, с которой у него, и особенно у его жены, очень сложные отношения. Если раньше они были подругами, то теперь нет сомнения в том, что их отношения стали враждебными. А Юрий Михайлович очень серьезно зависит от мнения своей жены», – считает Алексей Мухин.
#{crime}«Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что заявления Резника, скорей всего, относятся к разряду предположений», – заключил эксперт.
Напомним, Следственный департамент МВД заинтересовался процедурой выдачи кредита Банком Москвы в конце прошлого года. По версии следствия, около 13 млрд рублей были незаконно выданы небольшой компании «Премьер Эстейт», чей уставный капитал на момент получения кредита составлял всего 10 тыс. рублей.
Полученный кредит «Премьер Эстейт» потратила на приобретение 58 гектаров земли на западе Москвы, которые небольшая компания выкупила у корпорации «Интеко», принадлежащей жене Юрия Лужкова Елене Батуриной. При этом якобы цена сделки, прошедшей на пике финансового кризиса в 2009 году, превышала реальную стоимость этого земельного участка в несколько раз. Вырученные от продажи земли деньги «Интеко», по данным СМИ, использовала для досрочного погашения крупных кредитов, в том числе перед самим Банком Москвы.
«Продажа земли 25 июня 2009 года привлекает внимание потому, что 13 млрд рублей на финансирование сделки пришли к покупателю ровно за три недели до нее – 3 июня – в тот же день, когда Мосгордума одобрила трансферт в 15 млрд рублей на поддержку капитализации Банка Москвы (за счет выкупа дополнительной эмиссии акций банка – прим. ВЗГЛЯД)», – писала в конце ноября прошлого года британская газета Financial Times. Тогда следователи МВД проверяли возможность того, что бюджетные фонды были направлены фактически на рефинансирование долгов Батуриной.
Впрочем, Юрий Лужков в ответ на такую версию заявил, что обвинения в коррупции – это составная часть попыток захватить компанию «Интеко».
В свою очередь представитель «Интеко» тогда же отметил, что схема сделки, описываемая следствием, была изложена в докладе оппозиционного деятеля Бориса Немцова, который «полон лжи и тенденциозной подборки фактов».
В «Интеко» подчеркивали, что компания продала участок, получила деньги и выплатила долги по кредитам в первых числах июня 2009 года, а средства правительства Москвы пришли в Банк Москвы гораздо позднее.
Президент Банка Москвы Андрей Бородин покинул Россию весной 2011 года, когда следствие попыталось допросить его по делу о кредите для «Премьер Эстейт». Вслед за этим следственный департамент начал уголовное преследование Бородина по статье «Превышение должностных полномочий». Однако позднее это дело было закрыто. Следователи решили предъявить Бородину обвинение по статье «Мошенничество в особо крупном размере». После отъезда Бородина за границу Банк Москвы перешел под контроль банка ВТБ.
Юрий Лужков с семьей уехал из России в конце прошлого года. В сентябре 2011 года стало известно, что Елена Батурина продала весь свой бизнес, в том числе и корпорацию «Интеко», бизнесмену Михаилу Шишханову и Сбербанку. Сумма сделки составила около 1,2 млрд долларов США.
Допрос бывшего мэра должен был состояться еще 28 октября, но Лужков в это время находился за рубежом и явиться на допрос не смог, о чем предупредил следователя Дмитрия Писаревского официальным письмом, сообщает ИТАР-ТАСС. Экс-мэр уведомил, что готов явиться в следственный департамент в любой день после возвращения в Россию – с 11 по 22 ноября.
«Я собираюсь честно ответить на все заданные вопросы. Мне скрывать нечего», – заявил Лужков РИА «Новости», утверждая, что никаких законных оснований для предъявления ему обвинений нет.
«И несмотря на то, что, как у нас говорят, был бы человек – статья найдется, тем не менее я всегда открыто отстаивал и впредь буду отстаивать свою честь и честь своей семьи», – сказал экс-мэр Москвы.