В конце сентября Минздравсоцразвития РФ обнародовало данные о смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России. Именно они много лет являются самой распространенной причиной ухода россиян из жизни. В этом году, отметили в ведомстве, от этого рода заболеваний умирало меньше людей, чем в прошлом.
Средний возраст участковых врачей в поликлиниках – 60-65 лет. Это уходящее поколение, замены им нет
«Смертность от сосудистых заболеваний в России составляет 57%, причем почти 20% из этого числа умирают в трудоспособном возрасте. В 90% случаев причиной смерти становится ишемическая болезнь сердца или инсульт», – говорится в сообщении министерства.
По данным ведомства, в настоящее время 38 регионов России с населением около 70 миллионов человек участвуют в федеральной программе по совершенствованию медицинской помощи пациентам с сосудистыми заболеваниями, которая реализуется с 2008 года. В этих регионах созданы и действуют 39 региональных сосудистых центров и 107 первичных сосудистых отделений. За три года на реализацию программы из бюджета было выделено почти 10 миллиардов рублей, более 15 миллиардов рублей запланировано выделить в 2011–2013 годах.
«В тех регионах, которые участвуют в программе с 2008 года, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 5,9%, с 2009 года – на 3,7%. За семь месяцев 2011 года в целом по России показатель смертности от болезней системы кровообращения снизился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. За первое полугодие 2011 года в регионах, участвующих в реализации программы, летальность больных с острым коронарным синдромом снизилась на 13,9%, с острым инфарктом миокарда – на 9,4%, с цереброваскулярными болезнями – на 10,8%», – говорится в сообщении министерства.
#{smallinfographicleft=382991}В Минздравсоцразвития планируют, что к 2013 году программа охватит всю территорию страны. В каждом регионе будут открыты один-два региональных сосудистых центра и три-шесть первичных отделения, в зависимости от количества проживающего населения и с учетом уже действующих на этой территории медицинских учреждений.
Вместе с тем, пока чиновники рапортуют об успехах, медицинское сообщество обращает внимание на ряд системных проблем, без решения которых здоровье и долголетие для большинства россиян останутся роскошью.
«Основные проблемы – в некомплектованности кадров, особенно в сельских и центральных районных больницах, – заявил доктор медицинских наук Александр Чухраев. – Но самым главным является неудовлетворенность населения качеством медицинской помощи. В этой проблеме можно выделить два аспекта. Во-первых, есть упущение со стороны государства в медицинской сети, но, с другой стороны, у россиян нет культа здоровья. К сожалению, мы сами «запускаем» здоровье, со всех сторон нас атакуют вредные привычки, поэтому необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни, не надеясь на то, что медицина всесильна. Также немаловажно рациональное использование финансовых ресурсов».
Александр Чухраев отметил, что определенные положительные изменения за последние годы произошли: «Началом подъема отечественной медицины считаю национальный проект «Здоровье», который определил главные приоритеты – развитие материально-технической базы центральной, городской, участковой служб, службы скорой медицинской помощи. Когда начинался проект, то были опасения, что это будет один из проектов для предвыборной кампании. Но оказалось, что это долгосрочная программа, которая сегодня развивается уже по нескольким направлениям», – сказал депутат.
Его коллега по комитету Олег Куликов настроен менее оптимистично. «Основа здравоохранения во всем мире – лекарственное обеспечение. А в России до этого даже руки не доходят, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – У нас в среднем бесплатные лекарства получают 9–10% населения, а в мире – 85–90%. Например, в России тяжелая онкология лечится ножом хирурга, а в других странах давно уже рак лечат препаратами. Приведу пример по онкологии молочной железы: в России смертность составляет 60%, а во Франции – 2–5%. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 3–4 раза выше, чем в той же Франции или Германии. А продолжительность жизни самая низкая в Европе. И при этом треть умирающих – граждане трудоспособного возраста. Каждый год в результате деградации системы здравоохранения в России количество инвалидов увеличивается на миллион человек, и 50% из них – трудоспособного возраста.
«Во всем мире улучшают здоровье граждан. Вообще в принципе здравоохранение – только часть охраны здоровья граждан. А медицина отвечает всего лишь за 10–15% в смертности граждан», – отметил Куликов.
В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект «Об основах охраны здоровья граждан», принятый уже в двух чтениях. Документ гарантирует россиянам право на бесплатную медпомощь, позволяет пациенту один раз в год самому выбрать врача и медорганизацию, закрепляет единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории России. В законопроекте также подчеркивается недопустимость отказа в медицинской помощи пациентам, независимо от места их постоянного проживания или регистрации. Эти требования будут распространяться на все медучреждения страны, независимо от формы собственности.
Также уточняются полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные министерства и ведомства будут отвечать за спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацию медицинской эвакуации, координацию и внедрение передовых медицинских технологий, а также контролировать качество оказываемой медпомощи и безопасность медицинских изделий.
#{smallinfographicleft=345940}Региональные органы власти теперь будут отвечать за оказание первой и скорой помощи. При этом скорая помощь не может быть платной.
Отдельно оговариваются права родителей с маленькими детьми. Родители будут иметь право находиться в больницах со своими детьми, не достигшими четырехлетнего возраста.
Одновременно законопроект обязывает медицинские организации страховать гражданскую ответственность перед пациентами.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова сообщила газете ВЗГЛЯД, что объем ассигнований федерального бюджета на здравоохранение в 2012 году составит 551,1 миллиарда рублей. В этом году на эти цели было выделено 503,7 миллиарда.
«Согласно законопроекту, существенно увеличатся расходы на высокотехнологичные виды медицинской помощи (2011 год – 42,2 миллиарда, 2012–2014 годы – 50,6 миллиарда ежегодно); на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечение больных туберкулёзом, профилактические мероприятия (2011–2012 годы – 2,8 миллиарда, 2013–2014 годы – 5,3 миллиарда ежегодно); на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП (2011 год – 3,23 миллиарда, 2012–2014 годы – 5,93 миллиарда ежегодно); мероприятия по развитию службы крови (2011 год – 4,2 миллиарда, 2012–2014 годы – 5 миллиардов ежегодно). Будет продолжено финансирование мероприятий по совершенствованию организации онкологической помощи (2011–2014 годы – 6,92 миллиарда ежегодно), по иммунизации населения в рамках Национального календаря прививок (5,6 миллиарда на 2011–2012 годы и 6,1 миллиарда на 2013–2014 годы).
Сохранятся обязательства государства и в области лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями. В 2012 году по сравнению с 2011-м на 13 процентов увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Объем бюджетных ассигнований на указанные цели в 2012–2014 годах составит 54,17 миллиарда рублей ежегодно», – рассказала депутат газете ВЗГЛЯД.
«На лекарственное обеспечение льготников в субъектах РФ запланировано 14 миллиардов рублей – на 400 миллионов больше, чем в 2011 году. Это дополнительные средства к тем, которые входят в состав единовременной денежной выплаты. Проиндексирован норматив финансовых затрат на лекарственное обеспечение льготных категорий с 570 до 604 рублей.
Бюджетом предусмотрено продолжение реализации национального проекта «Здоровье». Планируется выделить на него из бюджета 144,9 миллиарда в 2012 году, 103,8 миллиарда в 2013 году и 103,5 миллиарда в 2014 году», – сообщила Борзова.
Медицина отвечает всего лишь за 10-15% в смертности граждан
Олег Куликов, однако, не ожидает, что с принятием законопроекта ситуация существенно изменится. «Законопроект только консервирует недостатки, потому что он родился в недрах аппаратной системы. И складывается такое впечатление, что он создавался не для людей, медицинских работников, организаций, пациентов, а для Министерства здравоохранения. Совершенно никто не советовался, не спрашивал мнения. По этому законопроекту врачи, медперсонал становятся бесправными, нет социальных гарантий для медиков. Вообще, самая нищенская зарплата в социальной сфере – у работников медучреждений. Ее нужно повысить не просто на 30%, как это написано в законопроекте, а в разы. На съезде врачей как-то отметили, что 75 тыс. рублей – нормальная зарплата для врача, 45 тыс. рублей – для медсестры. А в России положение врача униженное, медицинское образование развалено, инфраструктура отрасли развалена. Если взять техническое оснащение, то у нас томографов в девять раз меньше в расчете на млн человек населения, а ангиографов – в 25 раз. Те средства, которые отпускаются, тратятся нерационально. Мы помним, какие крупные коррупционные скандалы были связаны с закупками медицинского оборудования.
Кроме того, закон ведет к коммерциализации, не ограничивает государственные, муниципальные организации в оказании платных и бесплатных услуг. На одних и тех же площадях, только в разное время, можно оказывать платные и бесплатные услуги. Как это будет реализовываться на практике, можете себе прекрасно представить: бесплатно врача нет, платно – пожалуйста, бесплатно анализы не делают, платно – пожалуйста, бесплатной диагностики нет, платно – пожалуйста. Вообще, коммерция на здоровье невозможна. Или прибыль, или здоровье. И прибыль, и здоровье – не получится», – считает депутат.
Кстати, более двух третей (70%) россиян сегодня лечатся в бесплатных государственных и ведомственных медицинских учреждениях, а 51% пользуются различными формами платных медицинских услуг, выяснили аналитики «Росгосстраха».
«Сегодня можно говорить о том, что в нашей стране уже полностью сложилась и действует система платного здравоохранения, альтернативная государственной системе», – делает выводы руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстрах» Алексей Зубец.
Полисами бесплатного обязательного медицинского страхования (ОМС) на практике пользуются 67% жителей больших российских городов, тогда как услугами платных частных клиник – 30%. Платными услугами в государственных медучреждениях, по данным опроса, пользуются 20,3% респондентов, только 9,3% могут похвастать полисом добровольного медицинского страхования (ДМС), оплачиваемым работодателем, и лишь 5,7% – бесплатными услугами медсанчасти на работе, уточнил представитель «Росгосстраха» «Ведомостям».
«На мой взгляд, одним из важных моментов является реформа высшей медицинской школы, – заявил газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН Евгений Ачкасов. – Было проведено социологическое исследование, которое показало, что 35% выпускников медицинских вузов настроены идти работать в систему частного здравоохранения, и только 55% собираются работать в государственной. А остальной процент учащихся еще не определился с планами на будущее. Было опрошено более двух тысяч респондентов – студенты, врачи, преподаватели вузов.
Эти показатели лишний раз убеждают в необходимости реформы. Еще одним интересным результатом исследования стал ответ на вопрос, что ожидают выпускники по окончании института. Большинство студентов написали, что планируют зарабатывать 20–30 тыс. рублей, а уже через пять-шесть лет они планируют получать 50–60 тыс. рублей. А реально ситуация другая. Отсюда наблюдается падение престижа профессии врача».
«Кроме проблем высшей школы, крайне актуально стоит и проблема сельского здравоохранения. В нашей стране получилась большая концентрация и частной, и государственной медицины в крупных городах, а в сельских районах медицина отстает. То, что там нет частных клиник, понятно: для них главное – прибыль.
Еще одна важная тема – развитие единого профессионального медицинского сообщества. У нас в стране их много, но они существуют разрозненно», – добавил Евгений Ачкасов.
Эксперты единогласно сходятся в том, что первая и главная проблема современной российской медицины – кадровая.
В методы, которые стоят не очень дорого, вкладываться никто не хочет
«Я не беру проблему низких зарплат, потому что никого этим уже не удивишь, да и что тут скажешь. Одна из самых главных проблем – система обучения врачей, в том числе последипломного. Одними только деньгами дело не решить, можно человеку платить безумные деньги, но лучше, чем он обучен, он от этого работать не будет», – сказал газете ВЗГЛЯД кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Антон Родионов. – Еще одна проблема заключается в том, что врачи, особенно врачи первичной медицинской помощи, работают в абсолютно неподобающих условиях. Они фактически выполняют функции социальных работников. Они связаны по рукам и ногам системой, где де-юре декларируется наличие лекарств, а де-факто ничего нет. Я много езжу по регионам и общаюсь с врачами первичной помощи и слышу истории, когда якобы препараты есть, а реально их нет. И врачу ставится задача: ты должен, чтобы пациент ушел удовлетворенным (потому что у нас это почему-то один из критериев качества медицинской помощи), а с другой стороны, ты должен назначить ему лечение на те три копейки, которые есть. Это не должна быть проблема врача. Он должен быть обучен, он должен назначать то, что человеку действительно нужно, а откуда это все возьмется, это уже совершенно не его проблема».
«С одной стороны, врачи – это люди, которые не имеют хорошего обучения, а с другой стороны, они не имеют возможности реализовать свои знания, потому что из-за прокрустова ложа нормативных документов они фактически становятся социальными работниками, – продолжил он. – Вот тебе 12 минут на пациента – а все пациенты льготники, все знают свои права, все чего-то хотят особенного – а возможности нет. Врач не отправляет, например, на анализы, не потому что он сволочь законченная, а потому что ему сказали: «Талончиков пять штук на месяц, и крутись, как хочешь».
По мнению Родионова, есть масса решений, которые не требуют больших затрат. «Не надо магнитно-резонансный томограф ставить в каждой поликлинике, но сделать доступными рутинные наборы биохимических тестов вполне возможно, это не такие большие деньги. Но, как известно, в методы, которые стоят не очень дорого, вкладываться никто не хочет», – сказал он.
Он также признал серьезную нехватку врачей первичного звена. «Не знаю ни одного из своих знакомых, студентов или выпускников, кто в здравом уме пошел бы работать в поликлинику на эти безумные условия, когда с одной стороны тебя будет «прессовать» начальство, с другой – безумные больные, и на зарплату молодого специалиста в семь тысяч. Молодой человек, окончивший институт, скажет «да пропади все пропадом», он в фарм-фирму лучше пойдет, во всяком случае, он и денег получать будет больше, и относиться к нему будут с уважением.
Средний возраст участковых врачей в поликлиниках – 60–65 лет. Это уходящее поколение, замены им нет. Следующим поколением уже будут гастарбайтеры, что мы видим уже сейчас. И здесь опять же проблема с обучением и знаниями – это люди, которые даже не в России учились, и чему они учились, не совсем известно», – сказал он.
Антон Родионов обратил внимание, что проблемы в первичном здравоохранении сказываются и на загруженности стационаров. «Столько людей, сколько у нас лежит в стационарах, – это абсолютно немыслимо. Только у нас есть понятие «плановая госпитализация для профилактики». Только у нас люди ложатся в больницы только потому, что они не могут получить амбулаторную помощь. В больницах должны лежать люди, которые действительно нуждаются в двадцатичетырехчасовом наблюдении и лечении. Это же нонсенс – что такое дневной стационар? Человек приходит днем в больницу, а вечером уходит домой. Мы тратим чудовищные деньги на стационарного больного, который, видите ли, домой разъезжает. По вечерам он пивко пьет с семьей, а с утра приезжает в больницу лечиться. Показания к госпитализации должны быть гораздо меньше. Но это не значит, что сейчас надо сократить количество больниц или ставок в два раза: опять же, это идет от той беды, что человек не может получить реальную помощь в амбулаторных условиях», – заключил эксперт.