Первая с конца
В пятницу стало известно об отзыве аккредитации у столичной школы № 874. Как отметил на совещании по оперативным вопросам столичный градоначальник Сергей Собянин, «несмотря на то, что в основном московское образование отличается хорошим уровнем, одна из школ лишена аккредитации – это ЧП», – цитирует мэра ИТАР-ТАСС.
Директоров московских школ с ненадлежащими общими результатами успеваемости учеников будут увольнять
Решение о лишении аккредитации в конце декабря приняла специальная комиссия, в состав которой вошли руководители школ, окружных управлений образования и департамента образования Москвы.
По данным руководителя департамента образования столицы Исаака Калины, в школе «допущены серьезные отклонения по выполнению госстандартов обучения». В ходе контрольных работ учащиеся показали очень плохие результаты. Так, у 50–52% учеников девятых классов неудовлетворительными оказались результаты по математике, у 60% – по русскому языку, 68% – по химии, 70% – по английскому языку. Калина отметил, что школе была предоставлена возможность провести повторные контрольные, но результаты оказались столь же плачевными, а по химии – даже ухудшены.
В связи со сложившейся ситуацией был уволен директор школы Николай Юрьевич Кокорин. Его место заняла Ирина Витальевна Мальчевская. Однако в самой школе газете ВЗГЛЯД получить комментарий не удалось: в администрации сообщили, что в настоящий момент новый директор решает неотложные вопросы, встречается с педагогами и разговаривать не может. «У нее сейчас очень много дел», – заверили в учебном заведении.
Собянин подчеркнул, что произошедшее ни в коем случае не должно сказаться на детях: они «должны получить надлежащее образование и завершить этот учебный год нормально».
«Мы не обойдемся без административных решений»
Отметим, что случай с лишением аккредитации – первый в Москве, но не в России. В 1990-х годах несколько школ в различных регионах лишались права на обучение детей.
Свое отношение к лишению аккредитации московской школы уже выразил Рособрнадзор. Помощник руководителя ведомства Сергей Шатунов рассказал, что это случай исключительный. «На самом деле, это крайне редкий и единичный случай. В основном любые такие проверочные мероприятия работают на упреждение подобного, они все-таки дают возможность тем, кого проверяют, предпринять шаги, чтобы исправить ситуацию, но, судя по всему, в этот раз директор и коллектив не смогли этого сделать», – отметил Шатунов.
Также он добавил, что совершенно справедливо к директору этой школы были применены административные меры: «Если школа не дает того уровня знаний, который заложен в стандарте, не дает того уровня образования, который сегодня востребован в стране, то любые шаги, которые направлены на то, чтобы дети получали это качественное образование, нами должны приветствоваться», – отметил помощник главы ведомства.
Между тем случай с Кокориным может стать не единственным: Калина заявил, что директоров московских школ с ненадлежащими общими результатами успеваемости учеников будут увольнять, сообщает РИА «Новости».
«Директора школ, которые не будут показывать хорошие результаты, к ним будут приниматься меры, и мы будем думать о замене таких руководителей», – пригрозил Калина и добавил, что власти Москвы будут проводить обучение руководителей школ, преподавателей. «Мы не обойдемся без административных решений, потому что чаще всего результатом является потеря управления», – отметил он.
В то же время методист Окружного методического центра ЦАО Москвы Сергей Щербаков убежден, что ответственность за успеваемость должны нести не только директора, но и педагоги. «Учителя должны нести, прежде всего, нравственную ответственность за успеваемость своих учеников, ведь учитель – это профессия более чем социальная, педагог растит новых граждан страны. Однако не исключаю, что и административные взыскания могут применяться к учителям, которые спустя рукава относятся к своей работе и успеваемость в их классах от этого страдает. Но это все же должно быть крайней мерой», – полагает эксперт.
Школьное шефство
Сергей Собянин пообещал, что городские власти еще не раз вернутся к теме образования – в городе будет разработана новая программа по обновлению – техническому, моральному и кадровому – городских школ.
А Исаак Калина рассказал, как столичные власти намерены повышать уровень качества образования в «отстающих» школах: учреждения с более слабыми результатами будут проходить стажировки в более «сильных» школах.
«Сегодня мы делаем стажировочные площадки для школ с более слабыми результатами на базе школ с сильными результатами. Силами педагогов «сильных» школ организуем дополнительный контроль и методическую поддержку», – заявил Калина и добавил, что в данный момент власти Москвы уже «вычленяют те школы, которые находятся в зоне риска». «И наша задача сосредоточить контроль в тех школах, которые находятся в зоне риска. К счастью, в Москве много школ, которые обеспечивают высокий результат», – подчеркнул глава департамента.