Росавиация не исключает, что пилоты, посадившие Ту-154М в Коми после отказа бортового оборудования, могут быть представлены к наградам.
#{image=436036}Самолет аварийно сел на военном аэродроме «Ижма», не приспособленном для посадки самолетов такого класса, и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, остановившись на опушке молодого соснового леса. Никто не пострадал.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к замначальника летного испытательного центра ВВС РФ заслуженному летчику-испытателю Герой России полковнику Игорю Маликову с просьбой рассказать об особенностях и опасностях посадки в таких условиях.
ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, как бы вы оценили действия экипажа Ту-154?
Игорь Маликов: Садиться на короткую полосу – это, конечно, безрассудство. Но если у них отказали системы, если это могло повлечь за собой катастрофическую ситуацию, то они просто молодцы. Если все живы и здоровы, то их надо обнять и расцеловать нежно. Я считаю, это верх мастерства.
Полковник Игорь Маликов считает, что пилоты Ту-154 проявили верх мастерства |
ВЗГЛЯД: Длина взлетно-посадочной полосы на аэродроме Ижма составляет 1300 метров. Возможна ли на ней посадка самолета Ту-154?
И. М.: Ту-154 ни в коем случае не уместится в полосу такой длины. Ему 2500 хватает еле-еле.
ВЗГЛЯД: Шансов остаться на ВПП в данном случае не было?
И. М.: Да это вообще невозможно. То, что они выкатились за полосу, – это нормальные последствия в таких условиях.
ВЗГЛЯД: Насколько сложно посадить самолет с неработающими бортовыми электросистемами?
И. М.: Если самолет старый, то электроника не оказывает очень сильного влияния на системы управления, они, как правило, механические. А на современных самолетах типа А-330, А-340 все системы электронные. Помните, в Атлантике упал самолет, в который ударила гроза? Электронную систему управления можно сделать хоть десятикратно резервируемой, но все равно – ударила гроза, компьютеры сошли с ума, и самолет стал неуправляемым.
На Ту-154 отказ электроники не мог существенно повлиять на систему управления. Но он мог повлиять на расход бака, его выработку и т. д. Если летчики приняли решение садиться – они в соответствии с инструкцией делали правильно и грамотно, они понимали, что за этим будет стоять. Поэтому они потенциально герои, я считаю.
ВЗГЛЯД: Сообщается, что после отказа электросистем топливо в двигатель подавалось исключительно из расходного бака вместимость чуть больше трех тонн...
И. М.: Для Ту-154 этого мало. Крайне мало, это почти аварийная остановка.
Они просто герои, они сделали свое дело очень грамотно и четко.
ВЗГЛЯД: В начале прошлого года в США пилот Челси Салленбергер посадил А-320 с отказавшими двигателями на водную поверхность Гудзонского залива, теперь его считают национальным героем. Уместно ли здесь проводить аналогии с посадкой, которую совершили пилоты Ту-154?
И. М.: И правильно его считают национальным героем. Помню, нам еще в училище инструктора объясняли, что керосин легче, чем вода, и если ты мягко и грамотно сел на воду, то самолет – гражданские самолеты герметичные – будет болтаться на воде еще где-то два с половиной часа. Подъехали катера, всех забрали. Все правильно сделал. Конечно, он национальный герой. А сравнивать действия этого пилота и экипажа Ту-154 не только можно, но и нужно.
ВЗГЛЯД: Сейчас следствие и прокуратура выясняют обстоятельства случившегося. Есть ли, на ваш взгляд, вероятность, что какую-то ответственность за летное происшествие могут возложить на экипаж?
И. М.: Навряд ли. Думаю, что не могут.