Как прогнозируют погоду в России
Могу сказать только, что специальных закономерностей о том, что если лето экстремально жаркое, то будет холодная зима, нет
Замдиректора по научной работе Главной геофизической обсерватории имени Воейкова Сергей Чичерин рассказал во вторник о системе прогнозирования погоды в России.
«Наша обсерватория тоже причастна к прогнозу погоды. Но вся информация стекается в Гидрометцентр РФ, такова технология. Раз в десять дней мы отправляем им свой прогноз, но сами его не публикуем. Они потом делают свой прогноз, смотрят на наш и на другие источники и после этого представляют глобальный, крупномасштабный прогноз погоды по стране. А потом уже петербургский (и другие региональные) Гидрометцентр берет его за основу, использует свои методы, сверяется с другими источниками информации, в частности европейскими, и выпускает свой официальный прогноз погоды в Санкт-Петербурге», – рассказал он.
Это касается прогноза на 10 дней. Также лаборатория Геофизической обсерватории представляет в Гидрометцентр и долгосрочные прогнозы – дважды в год: на отопительный период и вегетационный период (апрель – сентябрь). Обсерватория также его нигде не публикует, его читают только специалисты. А в результате метеорологи составляют свой долгосрочный прогноз. К сожалению, прогноз на будущую зиму пока не готов, появится он, вероятно, в октябре.
Главный синоптик Петербурга Александр Колесов сделал прогноз (фото: Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД) |
«Могу сказать только, что специальных закономерностей о том, что если лето экстремально жаркое, то будет холодная зима, нет, – добавил главный синоптик Гидрометцентра Петербурга Александр Колесов. – Взять, к примеру, 1972 год – самый жаркий год до последнего времени. Там, например, после жаркого лета зима была теплая».
Замдиректора обсерватории имени Воейкова Сергей Чичерин признался, что прогнозу погоды следует доверять только на несколько дней вперед: «Тогда он очень хорошо работает. На ближайшие сутки оправдываемость прогноза составляет примерно 90%. До двух недель примерно прогноз хорошо работает, а дальше точность резко падает».
Причем, по словам Чичерина, это беда не только отечественных метеорологов, делать точные долгосрочные прогнозы не научились еще нигде в мире. Таким образом, на долгий срок можно предсказать лишь вероятность каких-то погодных явлений, а сбудутся они или нет – решит уже погодная канцелярия.
Что происходит с климатом
«Климат изменяется. Это уже общепризнанный факт, и оспаривать его бесполезно», – уверен Сергей Чичерин.
При этом некоторые неправильно понимают суть этого процесса. Думают, что глобальное потепление должно приводить к планомерному потеплению на всех участках земного шара. На самом деле происходят это процессы неравномерно и не повсеместно, где-то может и холодать. Однако количество погодных аномалий возрастает. И в целом ситуацию ученый описывает следующим словосочетанием: «Климат на Земле становится более нервным».
По словам Чичерина, в современной науке выделяются два подхода к изменениям климата. Один подход подразумевает, что климат имеет цикличность. Все мы знаем, что когда-то был ледниковый период, а потом были периоды потепления, продолжалось это не один раз. Таким образом, кто-то может посмотреть на происходящее сегодня и сказать, что что-то подобное уже было. Мол, глобальный климат в целом каким был, таким и остается.
«Но такой подход не улавливает новые явления в изменении климата, не может их объяснить, – говорит Сергей Чичерин. – В последние десятилетия ХХ века были обнаружены аномальные изменения климата, в частности глобальное потепление, хотя этот термин очень неточный. На самом деле климат – понятие очень сложное. И сводить все происходящее с климатом к простому изменению температуры некорректно. Хотя глобальное потепление действительно происходит».
Наглядный пример
#{image=420420}Наглядно посмотреть прогнозы изменения климата в нашей стране в ближайшие десятилетия можно на сайте Главной геофизической лаборатории.
Изменения климата рассматриваются для начала (2011–2030 годы), середины (2041–2060 годы) и конца (2080–2099 годы) XXI века, осредненные за 20 лет по отношению к базовому климатическому периоду 1980–1999 годы. Есть несколько сценариев, зависящих от роста парниковых газов и аэрозолей в атмосфере.
Мы выбрали один из вероятных сценариев и два самых важных региона, где находятся Москва и Санкт-Петербург.
В 2011–2031 годах средняя температура в Центральной России может вырасти на 1 градус летом и 1 градус зимой, на Северо-западе – на 0,9 градуса летом и сразу на 1,7 градуса зимой.
Сценарий на середину века (2041–2060 годы):
Центральная Россия – летом станет теплее на 2 градуса, зимой – на 3,1 градуса;
На Северо-западе – летом теплее на 1,9 градуса, зимой – сразу на 4,1 градуса.
Сценарий на конец века (2080–2099 годы):
Центральная Россия – летом станет жарче на 4 градуса, зимой – на 6,3 градуса;
На Северо-западе – летом будет теплее на 3,5 градуса, зимой – на 7,8 градуса.
В конце 2009 года президент России подписал Климатическую доктрину России. Одна из ее составных частей – это комплексный план исследований погоды и климата до 2020 года. Проект такого плана был направлен во вторник для рассмотрения в Совет безопасности России.
Пожары
По словам главного синоптика Гидрометцентра Петербурга Александра Колесова, спрогнозировать столь аномально жаркое лето не смог никто. Да, весной предполагалось, что лето будет теплым, июль будет теплее обычного, но не на 7 градусов выше нормы.
При этом о повышенной пожароопасности соответствующие службы должны были знать.
«Гидрометцентр выпускал прогноз на летний период в апреле, – рассказал Сергей Чичерин. – И там было написано, что ожидается повышенная пожароопасность для Поволжья и Урала. Для них, по крайней мере, прогноз оправдался. А вот центр уже не был угадан».
Александр Колесов подтвердил, что еще в мае на селекторных совещаниях МЧС постоянно говорилось о том, что на территории России ожидается высокая опасность пожаров. И в Петербурге и Ленинградской области они также прогнозировались. Однако в итоге регион Северной столицы это зло практически обошло стороной, а вся центральная Россия пылала.
«У нас была разная весна и конец зимы. Там, где было много пожаров, при весеннем таянии накопленный снег стек. Еще май и июнь в Петербурге были очень дождливые и создали большой «задел» влаги. То есть ситуация с пожарами объяснялась в большей степени состоянием почвы, нежели состоянием воздуха», – объяснили специалисты.