Президент РФ подписал указ о новой структуре управления Вооруженными силами РФ, сообщил в среду начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров. В соответствии с документом в стране создаются четыре объединенных стратегических командования, которые должны заменить нынешние шесть военных округов.
Надо системно и последовательно переходить на новую структуру в кратчайшие сроки
«На базе Московского и Ленинградского военных округов формируется Западный военный округ (ОСК «Запад»), в состав которого включаются войска двух прежних военных округов, Северный и Балтийский флоты. Прежний Северо-Кавказский военный округ преобразуется в Южный военный округ (ОСК «Юг») с подчинением ему Черноморского флота. На базе Приволжско-Уральского военного округа и западной части Сибирского военного округа создается Центральный военный округ (ОСК «Центр»). Путем слияния оставшейся части Сибирского военного округа и прежнего Дальневосточного военного округа создается Восточный военный округ (ОСК «Восток»), в состав которого входит Тихоокеанский флот», – пояснил Макаров, передает ИТАР-ТАСС.
Тем же указом главы государства в Вооруженных силах создается единая система материально-технического обеспечения. Руководить этой системой назначен заместитель министра обороны генерал-полковник Дмитрий Булгаков. Ранее назначенный первым заместителем министра обороны Владимир Поповкин будет курировать реализацию госпрограммы вооружения. «Он будет работать с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, контролировать производство ими вооружения и военной техники для Вооруженных сил», – сказал Макаров.
Начальник Генштаба пояснил, что ранее в Министерстве обороны были два должностных лица в ранге заместителя министра, один из которых отвечал за тыл, а второй – за вооружения.
#{help=254417} «При этом получалась нестыковка, когда у заместителя министра обороны по тылу в распоряжении находился весь транспорт подвоза материальных средств в войска (воздушный, морской, речной, железнодорожный, автомобильный), но не было того, что надо было перевозить этим транспортом. У другого заместителя министра обороны, наоборот, были вооружения (боеприпасы, ракеты, запасные части), но не было средств для их перевозки в войска», – сказал он.
«Теперь одно должностное лицо в ранге заместителя министра обороны возглавляет единую систему материально-технического обеспечения, объединившую тыл и вооружения. Он один персонально отвечает как за транспорт подвоза материально-технических средств, так и за сами эти средства. Теперь за положение дел с вооружениями и за их доставку в войска отвечает один человек, с которого и будут теперь за это спрашивать», – отметил генерал.
Макаров подчеркнул, что в Вооруженных силах удалось усовершенствовать управленческие структуры. «Ранее было 11 уровней управления, теперь осталось три, – уточнил Макаров. – Новые уровни управления – объединенные стратегические командования, оперативные командования, бригады».
Отметим, что до реформы структура, к примеру, мотострелковых войск выглядела следующим образом: наименьшей структурной единицей было отделение, затем взвод, рота, батальон, полк, дивизия, армия, военный округ. Даже если учитывать главное командование вида Вооруженных сил (в данном случае – главкомат Сухопутных войск) и, собственно, Генштаб, 11 элементов все равно не набирается. Возможно, Макаров включил в этот список армейские корпуса, но таких формирований в настоящее время в российской армии фактически нет.
Что касается трех оставшихся, по словам Макарова, уровней управления, то если воспринимать эти слова буквально, получается, что командир бригады непосредственно руководит каждым своим солдатом, которых под его началом больше тысячи. Остается непонятным, почему начальник Генштаба умолчал о том, что бригада, так же как и полк в дореформенной армии, состоит соответственно из батальонов, рот, взводов и отделений.
Если мы сломаем старую систему управления и не выстроим новую, получим на какое-то время хаос
«Очень многое из того, что говорит Макаров, на русский язык не переводится, – заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владислав Шурыгин. – Может быть, он иностранец и говорит на своем языке или, по крайней мере, пребывает в какой-то своей реальности, возможно, у него есть какой-то аватар, с которым он связан. Поэтому и возникают какие-то накладки: то он отсылает на Дальний Восток полк С-400, которого там нет, то он насчитывает в российской армии 60 тыс. полковников, хотя перед этим говорили, что только 25. Где он насчитал 11 уровней управления – не знает ни один специалист. И почему осталось только три – тоже не знает ни один специалист. Переводить Макарова – совершенно бессмысленное, неблагодарное дело».
Что касается собственно создания объединенных стратегических командований, то на этот счет мнения разделились уже давно (о переходе армии на новую структуру было объявлено осенью 2008 года). Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Игорь Баринов ожидает, что система будет эффективной, но предупреждает об опасностях на этапе реализации. «Надеюсь, повысится управляемость и мобильность наших Вооруженных сил, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Но надо будет смотреть, как это будет реализовываться. Подобный принцип управления применяется в передовых западных армиях, в сильнейшей на сегодняшний момент армии США. Проблема одна – если мы сломаем старую систему управления и не выстроим новую, получим на какое-то время хаос. Надо системно и последовательно переходить на новую структуру в кратчайшие сроки».
Владислав Шурыгин отмечает, что объединенные командования существует пока что только на бумаге и комментировать решение можно будет после того, как будет понятно, как все это будет выглядеть.
«Это просто объявление о том, что они собираются сделать, а дальше мы начнем наблюдать за тем, что из этого будет получаться, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – Давать оценки самому решению мне кажется преждевременным, потому что оценивать, собственно говоря, еще нечего. Ничего пока не происходит, только объявлен протокол о намерениях. Думаю, что через полгода, когда они что-то создадут, будет ясно, что они создали.
Балуевский (Юрий Балуевский – предыдущий начальник Генштаба – прим.) разрабатывал похожую реформу задолго до нынешних реформаторов, он предлагал создать эти командования, но с сохранением округов как административных единиц. Макаров решил идти по оригинальному пути и сократить округа». В то же время эксперт отметил, что есть вопросы, которые вызывают беспокойство. «Они собираются передать командующим ОСК все виды Вооруженных сил, которые находятся на данной территории. Теперь командующий будет рулить авиацией, флотом и всем остальным. Как он будет это делать – на этот вопрос ни у кого нет ответа, учитывая, что командующие округами в лучшем случае знают, как поднимать вертолеты, а как управлять общевойсковым противовоздушным боем, не имеют понятия. А как они будут командовать еще и флотами – вообще не знает никто», – сказал он.
Ответственный редактор газеты «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин считает, однако, что управление формированиями, входящими в состав разных видов ВС РФ, не должно быть проблемой для подготовленных командующих. «Этому учат в Академии Генерального штаба. Кроме того, думаю, они будут проходить специальные курсы и обмениваться опытом. Есть много способов обучения. И крупные оперативно-стратегические учения, которые проходили и в прошлом году, и в этом году, как раз были предназначены для того, чтобы будущие командующие учились управлять разновидовыми разнородными силами, действующими на земле, в воздухе, в космосе и в воде», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
«Я думаю, что это очень разумное решение, которое помогает оперативно и эффективно управлять войсками на том или ином стратегическом направлении, причем не только Сухопутными войсками, но одновременно и ВВС, и ПВО, и обороной морского побережья, и другими вооруженными формированиями. В том числе и войсками МЧС, Внутренними войсками МВД и пограничными войсками – они не будут подчиняться главкому направления, но они будут у него в оперативном подчинении для решения общих задач», – сказал эксперт