Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
9 февраля 2009, 19:37 • Общество

Военная тайна

РФ назвала условия применения ядерного оружия

Военная тайна
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

В Минобороны в понедельник прошло выездное заседание комитетов Госдумы по обороне, безопасности, а также по бюджету и налогам, посвященное ходу реформирования Вооруженных сил России. Во время встречи начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров заявил, что создание нового облика армии завершится в срок, и отчитался о возможности применения Россией ядерного оружия. Встреча проходила в закрытом режиме – эксперты отмечают, что военная реформа в принципе проводится без должного освещения.

«Сроки мы не меняем»

Мы хотим создать компактные мобильные Вооруженные силы, способные решать весь спектр задач по обеспечению безопасности России

Военная реформа будет завершена в заявленные сроки, заявил в понедельник начальник Генштаба Вооруженных сил (ВС) России генерал армии Николай Макаров.

«Сроки мы не меняем, эту работу мы проведем в течение 3–4 лет, то есть до конца 2012 года», – сказал Макаров после выездного заседания в Минобороны комитетов Госдумы по обороне, безопасности, а также по бюджету и налогам, посвященного ходу формирования нового облика Вооруженных сил.

Начальник Генштаба также дал оценку существующим и возможным угрозам безопасности России – по его словам, «с одной стороны, чисто военные угрозы снижаются, но постоянно появляются новые».

Основным фактором сдерживания военных угроз, по словам генерала, остаются стратегические ядерные силы. При этом он подчеркнул, что Россия может применить ядерное оружие в том случае, если агрессия будет такого масштаба, что ее невозможно будет остановить обычными средствами вооружения, сообщает «Интерфакс».

«Вооруженные силы должны обеспечить социально-экономическое развитие государства. Мы не хотим ни на кого оказывать силового воздействия, поскольку наши вооруженные силы призваны действовать для процветания нашего народа, – сказал Макаров. – Мы хотим создать компактные мобильные Вооруженные силы, способные решать весь спектр задач по обеспечению безопасности России».

Реформа слухов

Нынешняя реформа, о которой и после встречи представителей Минобороны и депутатов мало что стало известно, ставит особенно острые вопросы. Во-первых, ее подробности не раскрываются, и это дает почву для слухов и домыслов. Во-вторых, если речь идет о сокращении без малого половины офицерского состава ВС, встает вопрос об их дальнейшей судьбе.

В худшем положении оказываются офицеры, которые уже прослужили около пяти лет – на получение жилья при увольнении они претендовать не могут, в то же время им поздно начинать карьеру с нуля, как это могут себе позволить лейтенанты, только что вышедшие из стен военных вузов.

Больше всего военнослужащих интересуют два вопроса: будут ли им предложены программы переподготовки и адаптации в гражданской жизни и когда и в какой мере будут выполнены социальные обязательства.

«Будущее тех военнослужащих, которые вскоре будут уволены, вызывает серьезное беспокойство Общественной палаты РФ, – рассказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) Александр Каньшин. – Предстоящее масштабное сокращение офицерского корпуса на 200 тысяч человек и ликвидация института прапорщиков в случае неподготовленности увольняемых к гражданской жизни могут негативно сказаться на состоянии российского общества.

Уже сейчас заметен морально-психологический спад в офицерской среде, который вызван не самим реформированием армии, которое, безусловно, назрело, а тем, что многие офицеры не понимают, как будет проводиться сокращение и что их ждет в будущем».

Особенно остро, по мнению эксперта, действительно стоит жилищный вопрос. Только в ВС РФ сегодня насчитывается около 130 тысяч военнослужащих и членов их семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Всего же в силовых ведомствах не обеспечены квадратными метрами порядка 200 тысяч семей. Значительная часть офицеров и прапорщиков, которых предполагается уволить, – порядка 170 тысяч человек, – в настоящее время не обеспечены жильем.

«Многие из них имеют выслугу свыше десяти лет и не могут быть уволены с военной службы без предоставления постоянного жилья. А размер жилищных сертификатов военнослужащих, увольняемых в запас, как правило, недостаточен для приобретения жилья по рыночным ценам. Пробуксовывает также ипотечно-накопительная военная система, – отметил Александр Каньшин. – Считаю, что необходима некая координирующая ответственная структура, которая будет контролировать процесс сокращения. Возможно, таким органом могла бы стать комиссия при правительстве России под руководством одного из вице-премьеров».

Структура

#{help=254417}

Учитывая то, что информация о проводимой реформе весьма отрывочна, газета ВЗГЛЯД попыталась выделить основные ее направления.

В первую очередь в ходе реорганизации ВС РФ, которая должна завершиться к 2012 году, будет изменена численность ВС, но сокращаться будут не только отдельные должности и категории военнослужащих, но и целые воинские части и соединения, причем в некоторых видах ВС достаточно ощутимо. Так, в Сухопутных войсках после реформы останутся 172 части и соединения (на момент начала реформы их было 1890), в Военно-воздушных силах из 340 частей останется 180, Военно-морской флот сократится с 240 до 123 частей, Ракетные войска – с 12 до 8, Космические войска – с 7 до 6, а Воздушно-десантные войска – с 6 до 5.

Кроме того, будет изменена сама структура управления Вооруженными силами. Система «полк – дивизия – армия», которая с давних времен была основой военного механизма, будет ликвидирована. Основным формированием сделают бригаду, которая будет подчинена оперативному командованию, а им, в свою очередь, будет управлять военный округ. В соответствии с реформой части кадрированные и сокращенного состава будут расформированы, а те части и соединения, которые останутся, будут полностью укомплектованы людьми и вооружением, готовыми в любой момент выполнить боевые задачи. Особенно это касается «профильных» формирований, то есть тех, которым и предстоит непосредственно вести боевые действия в случае войны.

«Предполагается, что военнослужащие по призыву останутся преимущественно в частях обеспечения и учебных, а на боевых позициях будут служить контрактники. Эта система, которую предлагается положить в основу Российской армии, будет работать достаточно эффективно, если контрактники будут служить не один срок, а несколько, если смогут сделать свою службу профессиональной, как минимум на десять лет, если будут иметь современное оружие, боевую технику, систему обеспечения и профессиональных же командиров. Как видите, слишком много «если», а это далеко не полный перечень…

Пока, к сожалению, ситуация такова, что контрактники стараются уволиться после окончания первого же контракта, поскольку социальные условия, которые им предлагаются, не выдерживают никакой критики», – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин.

Кадры

Профессионализму командиров в рамках реформы тоже уделено внимание – ее частью является реструктуризация военного образования. От Советской армии России в наследство досталось много военных учебных заведений, которые выпускают больше командиров, чем понадобится сокращенной и «оптимизированной» армии. На базе ныне действующих 15 академий, 46 военных институтов и училищ и четырех военных университетов будет создано 10 научных центров, за счет этого собираются сократить управленческие кадры вузов.

Численность

У сержантов должны быть достойные социальные условия, тогда от этих изменений будет толк

Последние десятилетия любая военная реформа в первую очередь знаменует очередное сокращение численности ВС. В рамках нынешних преобразований к 2012 году армия и флот должны сократиться примерно на 130 тыс. человек и достигнуть одного миллиона военнослужащих. Сделать это предлагается в первую очередь за счет офицерских кадров, которые должны сократиться вдвое: из 355 тыс. офицерских должностей останутся 150 тыс.

В первую очередь будут сокращены должности, которые в настоящее время вакантны. После этого будут уволены офицеры, которые подошли к предельному возрасту, до которого можно находиться на военной службе. Министр Анатолий Сердюков пообещал, что они будут уволены только после того, как государство выполнит свои обязательства.

Кроме того, предполагается сократить целые военные специальности, которые в военном ведомстве посчитали «непрофильными», – финансистов, юристов, журналистов и др. Эти должности будут замещаться гражданскими специалистами, что уже породило ожесточенные дискуссии в обществе: гражданских, скажем, журналистов нельзя заставить отправиться на войну, в случае несогласия такой специалист может просто написать заявление на увольнение.

Гражданский резерв

Кроме того, планируется сократить большую часть должностей прапорщиков и мичманов, которых до сегодняшнего дня насчитывалось 140 тысяч человек. 120 тысяч из них находятся на хозяйственных должностях, которые могут быть заменены гражданскими. Те 20 тысяч, которые служат на боевых, технических должностях, например, на кораблях, подводных лодках, предполагается оставить. Остальные – в зависимости от должности – будут заменены гражданским персоналом или профессиональными сержантами, которые обретут новый статус.

Некоторые эксперты оценили этот пункт реформы едва ли не апокалиптично.

«Реформа сверхрадикальная, примерно такую реформу проводили большевики, когда разгоняли царскую армию, – напомнил в эфире канала Russia.ru военный эксперт Влад Шурыгин. – Фактически будет уволен каждый второй. Таких масштабных сокращений не было даже в ельцинское время, когда сокращали Советскую армию. Если эта реформа будет доведена до конца, то можно будет говорить о том, что армия потеряет боеспособность», – резюмировал он.

Однако институт профессиональных сержантов – не такая плохая затея, уверены оппоненты: «С 1 февраля военные вузы начали готовить сержантов по программе, рассчитанной на два года и 10 месяцев, это среднее специальное образование с государственным дипломом, в то время как в школах прапорщиков программа обучения была рассчитана на 10 месяцев. Так что образование у сержантов будет лучше, чем у нынешних прапорщиков. Другой вопрос, что у них должны быть достойные социальные условия, достойный размер денежного содержания и возможность профессионального роста. При соблюдении всех перечисленных условий от этих изменений будет толк», – пояснил Виктор Литовкин.

Комментарии экспертов

Офицер, проходящий службу в печатном издании министерства обороны,
Главное, что беспокоит людей, – неясность. Никто ничего не знает, нет директив и распоряжений, информацию до людей не доводят. Получается какая-то реформа слухов. Все знают, что грядут масштабные сокращения, но никому не говорят: ты завтра будешь уволен, а ты продолжишь служить. Это вызывает апатию. Военнослужащие, у которых близится предельный возраст, стараются ложиться в госпитали, брать отпуска, молодые офицеры присматривают себе место в гражданской жизни, но и те и другие выполняют свои обязанности спустя рукава. В обстановке, когда никто не знает, что будет завтра, люди быстро демотивируются. Второй вопрос, из-за которого нарастает напряжение, – как адаптироваться в жизни после увольнения. Если мы, журналисты еще как-то можем найти себя «на гражданке», то для офицеров, чья профессия командовать танковыми или мотострелковыми подразделениями, это становится серьезной проблемой / ВЗГЛЯД

Начальник артиллерии одного из соединений Московского военного округа,
Последнее время нахожусь в отпуске, все чаще подумываю об увольнении. Честно говоря, за эти месяцы у меня уже пропало всякое желание служить. Я проходил службу на Дальнем Востоке и в Чечне, бывало тяжело, приходилось сталкиваться со многими проблемами, но мы всегда знали, для чего это все. Кроме того, тогда были какие-то социальные гарантии, а сейчас все находится на уровне обещаний. Последние месяцы мы все находимся в напряженном ожидании, все время появляются слухи, кого и как будут увольнять, но никто не знает точно - начинать уже готовить себе место за воротами КПП или нет. В такой атмосфере у многих просто опускаются руки / ВЗГЛЯД

Курсант Военного университета Министерства обороны,
Говорят, что тем, кто останется служить, ощутимо поднимут размер денежного довольствия. Давно пора, я считаю. Впрочем, поскольку я учусь на юриста, не исключено, что, доучившись, буду уволен в запас. Меня это не пугает – не думаю, что с моим образованием будет сложно найти работу по специальности. Можно будет подумать и о том, чтобы работать в военной структуре гражданским специалистом – если к тому времени их зарплата будет достаточно высокой / ВЗГЛЯД
..............