В деле о незаконной охоте на Алтае в январе прошлого года, в ходе которой разбился вертолет с группой высокопоставленных чиновников на борту, появились фигуранты.
В связи с тем, что указанные лица скрываются от следствия, они объявлены в федеральный розыск
«Следственными органами Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета в рамках расследования уголовного дела по факту катастрофы вертолета Ми-171 на территории Кош-Агачского района Республики Алтай предъявлено обвинение пассажиру вертолета, генеральному директору компании «Инеко» Борису Белинскому в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота)», – сообщила во вторник пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ.
В отношении еще двоих пассажиров – бывшего заместителя председателя правительства Республики Алтай Анатолия Банных и заместителя директора института экономики и законодательства города Москвы Николая Капранова – также вынесены постановления о привлечении их в качестве обвиняемых в совершении незаконной охоты, «однако в связи с тем, что указанные лица скрываются от следствия, они объявлены в федеральный розыск», сообщили в СКП. В пресс-службе ведомства напоминают, что «ранее уголовное дело по факту крушения вертолета Ми-171 было прекращено. Расследование возобновилось по решению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина».
Между тем Николай Капранов заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что не собирался скрываться, и о том, что его разыскивают следственные органы, узнал по радио.
«Для меня это удивительная история. Я уже две с половиной недели нахожусь в Москве. В начале мая я встречался с нашим участковым милиционером, я дал ему свой мобильный телефон. На прошлой неделе 16 числа моя жена встречалась со следователем, который спросил о моем местонахождении. Жена сказала, что я на работе, и предложила позвонить мне. Следователь сказал, что не нужно беспокоиться и звонить, составил протокол и ушел», – рассказал Капранов.
«Я с удивлением узнал, что объявлен в розыск, и я попрошу, чтобы мне дали номер постановления и текст, конечно, я его буду обжаловать», – сообщил он.
В то же время глава Всемирного фонда дикой природы (WWF) РФ Игорь Честин заявил, что следствие по этому делу носит знаковый характер.
«Я, конечно, не могу комментировать выводы следствия в отношении конкретных граждан. Но считаю возобновление следствия по данному вопиющему факту положительным шагом, демонстрирующим, что в итоге браконьерские охоты с участием высокопоставленных чиновников будут прекращены. Рассчитываю, что на суде будет рассказано о том, как была организована эта охота и что в итоге произошло», – приводит слова Честина РИА «Новости».
Напомним, крушение вертолета Ми-171 (модификации Ми-8 авиакомпании «Газпромавиа»), с борта которого чиновники вели отстрел архаров (горных баранов) на территории Кош-Агачского района, произошло 9 января 2009 года.
Вертолет разбился при попытке поднять на борт застреленных животных. На борту Ми-171 находились 11 человек: трое членов экипажа и восемь пассажиров. В число последних входили вице-премьер правительства Республики Алтай, представитель Республики Алтай при правительстве РФ Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Канин и представитель президента России в Госдуме Александр Косопкин.
В авиакатастрофе погибли семь человек, в том числе Косопкин. Четверо, включая Банных, выжили. В марте вице-премьер был освобожден от должности.
Официальные власти Алтая долгое время отрицали, что чиновники занимались охотой, однако спустя почти четыре месяца после происшествия, 4 мая, СКП РФ возбудил по данному факту уголовное дело.
11 июня комиссия по расследованию авиационных происшествий МАК опубликовала отчет о расследовании крушения. Выводы следствия подтвердили предположения, выдвигавшиеся ранее: пассажиры действительно занимались отстрелом животных с борта воздушного судна в нарушение всех правил. Так, в соответствии с постановлением правительства Республики Алтай от 01.09.2005 года, на всей территории региона «запрещается применение автомототранспортных и летательных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных и летательных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором».
Правда, к аварии привело другое нарушение: в момент крушения машиной управлял один из пассажиров – командир вертолета местной авиакомпании, который в соответствии со всеми нормативными документами не имел права находиться в кабине, не говоря уже о том, чтобы занимать рабочее место пилота. «Причинами катастрофы вертолета Ми-171 RA-22463 явились ошибка в пилотировании находившегося на рабочем месте второго пилота пассажира, осуществлявшего активное пилотирование вертолета на заключительном этапе, выразившаяся в допущении снижения при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой руководством по летной эксплуатации (500 м), и отвлечение внимания членов экипажа, приведшее к потере контроля высоты и неправильной оценке положения вертолета относительно препятствий», – заключили специалисты.
В августе 2009 года вызвавшее широкий резонанс дело было по-тихому закрыто. Известно об этом стало лишь в ноябре, когда во время сессии госсобрания – Эл Курултая – Республики Алтай депутатам, обратившимся в сентябре в Следственный комитет с запросом о ходе расследования, вручили бумаги о том, что дело давно закрыто, с формулировкой «гибель лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности».
В документе было указано, что причиной авиакатастрофы Ми-171 явились нарушения правил безопасности и эксплуатации воздушного судна его погибшим командиром Алексеем Баяндиным. В причинно-следственной связи с крушением вертолета и наступившими последствиями, по мнению следователей, находятся действия Владимира Подопригоры: проработав много лет на внутренних линиях в Республике Алтай, он занял место второго пилота. Доказательствами причастности к браконьерству погибшего Александра Косопкина, а также выживших Банных, Капранова, Белинского и второго пилота Максима Колбина следствие не располагает.
После этого в блог президента РФ Дмитрия Медведева и на адрес генпрокурора Юрия Чайки поступили сразу несколько обращений от защитников животных. А через несколько дней Александр Бастрыкин поручил органам процессуального контроля тщательно изучить материалы уголовного дела и проверить полноту проведенного расследования.
В марте этого года в главном следственном управлении СКП РФ состоялось совещание, на котором были заслушаны результаты расследования уголовного дела. По результатам совещания руководителю Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Сергею Грызыхину было поручено организовать дополнительное расследование, «обеспечить его всесторонность и объективность, а также принять исчерпывающие меры по оперативному исполнению указаний, данных при отмене постановления о прекращении уголовного дела 28 января 2010 года», сообщили в пресс-службе СКП.