- Виктор Валерьевич, насколько оправданным вы находите увеличение штрафа за нарушение норм тонировки стекол?
- То, что тонировка на стеклах, особенно та, которую у нас допускают, безусловно, влияет на безопасность дорожного движения в отрицательную сторону, - это факт. Действующие меры пока должного эффекта не давали, потому все, что предпринималось сотрудниками ГИБДД, было, в общем-то, незаконно. Если автомобиль прошел техосмотр, то дальше уже, собственно говоря, такие претензии предъявлять было нельзя.
Все дело в том, как новые нормы будут применяться. Кто будет определять, насколько затонированы стекла. У нас любое повышение штрафов всегда вырождается в то, что сотрудники ГИБДД используют это в корыстных целях.
- А как можно извлечь выгоду из нововведения?
- Очень просто. Остановить любой автомобиль и составлять протокол на него, считая, что тонировка на нем больше, чем обычно.
Есть норма тонировки задних стекол, и должны быть специальные приборы, которые это определяют, причем сертифицированные. Далеко не всегда эти приборы имеют место, все это определяется на глазок, а дальше уже начинается торг с водителем.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что в первую очередь следует начинать с ГИБДД (фото: pokhmelkin.ru) |
С одной стороны, конечно, есть проблема чрезмерной тонировки стекол, которая осложняет обзор водителю, но, с другой стороны, есть произвол ГИБДД. Между этими Сциллой и Харибдой надо проходить.
- Могли бы вы предложить какие-то методы, с помощью которых можно решить проблему?
- Честная профессиональная дорожная полиция - вот главный метод. Когда она есть, все разумные запреты и ограничения действуют в правильном русле, а сама эта дорожная полиция больше сориентирована на предупреждения нарушений, чем на выявление нарушителей и работу с ними. Другого метода нет.
А если нет нормальной дорожной полиции, то все остальное не работает.
Я понимаю, что есть проблема, но, коль скоро вы не решили главное - с теми, кто будет применять соответствующие нормы, - то при увеличении штрафов мы всегда будем на нее натыкаться.
- Все-таки принесет ли эта мера какие-нибудь полезные плоды?
- Какой-то кратковременный эффект, может быть, и будет. У нас бывает, что когда объявляют об усилении наказания за какое-то нарушение, обычно определенная категория водителей начинает вести себя осторожнее. Но этот эффект очень быстро исчерпывается, и все встает на свою колею.
Пока не будет проведена главная реформа - реформа дорожной полиции и управления безопасностью дорожного движения, эффект от любых других мер будет очень кратковременным.
- В четверг глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев сообщил, что в этом году может быть принят закон «Об организации дорожного движения в РФ», в котором отдельной главой будут прописаны ПДД. Насколько полезным вы считаете такой законопроект?
- Это я предлагал уже давно. Два таких моих законопроекта ранее были отклонены. Насколько я знаю, правительство уже подготовило отрицательный отзыв на этот законопроект. Боюсь, идея обречена, хотя она абсолютно правильная - хотя бы в связи с Конституцией, согласно которой любые ограничения прав граждан должны устанавливаться федеральным законом.