Первый заместитель мэра Москвы, руководитель стройкомплекса столицы Владимир Ресин сообщил, что Юрий Лужков подписал генеральный план развития Москвы до 2025 года. «Мэр согласился с тем генпланом, который был утвержден ранее Мосгордумой, и вчера подписал его», – сказал Ресин.
Генплан – это наука, определяющая дальнейшее развитие города. Теперь надо превратить его из науки в предметное исполнение
Он отметил, что теперь перед московскими властями стоит задача практической реализации положений генплана. «Генплан – это наука, определяющая дальнейшее развитие города. Теперь надо превратить его из науки в предметное исполнение», – приводит слова первого заммэра «Интерфакс».
Он подчеркнул, что на этом этапе столичные власти ждут от москвичей возможных замечаний и корректировок. «Именно на этом этапе мы дойдем до каждого микрорайона и будем касаться вопросов комфортности проживания, размещения объектов торговли, транспортной инфраструктуры, вопросов экологии. Тут мы ждем от москвичей большой помощи», – заявил Ресин.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее этот документ вызвал неоднозначные оценки со стороны общественности. Больше всего нареканий возникало по пунктам обеспечения жильем очередников, расширения и изменения схемы метрополитена и возведения высоток.
Футуристический «город-сад» скептически оценивался экспертами – прежде всего потому, что, по их мнению, он весь построен на «делегировании ответственности за сегодняшние решения и планы на будущее поколение политиков-управленцев».
Во время проведения публичных слушаний по генплану москвичи обратили внимание мэрии на отсутствие проектов строительства поликлиник, бань, бассейнов и колхозных рынков на территории Москвы. При обсуждении проекта генплана во втором полугодии 2009 года в ходе публичных слушаний москвичами к нему были поданы более 20 тыс. замечаний, около 80% из которых учтены при доработке документа. А в апреле главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и спикер Мосгордумы Владимир Платонов демонстративно покинули слушания по генплану в Общественной палате. Поводом послужили резкие критические замечания. Их выступления постоянно прерывались выкриками из зала, криками «Позор!». Последней каплей для них стало выступление члена комиссии ОП по сохранению и развитию отечественной культуры Марата Гельмана*, заявившего: «Для нас Москва − это любовь, для Лужкова − это овощная грядка».
В интервью газете ВЗГЛЯД Марат Гельман пояснил, что, по мнению членов палаты, доводы экспертного сообщества остались неуслышанными. «Жадность заставляет его в самом центре строить офисные дома, страх заставляет его быстро принять генплан, чтобы узаконить эти стройки и не понести за них наказание, а безразличие позволяет не думать о последствиях своих действий», – прокомментировал он, в частности, действия чиновников.
Позднее председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов объяснил газете ВЗГЛЯД такой накал страстей: «Генплан мы в первый раз приняли в 1999 году, потом шесть или семь раз были обновление и актуализация. Наконец, вытащили в прошлом году по новому законодательству на публичные слушания. А слушания совпали с выборами в Мосгордуму. Все это дело перемешалось в одну кучу, и начались такие фантазии, такие нелепости!
Это самый обычный дежурный консервативный документ, закрепляющий ранее принятые решения, находящий балансы, всевозможные направления развития, которые уже определены. Над ним работают с 1997 года. Вообще, я всегда считал, что спокойнее, чем генплан, нет ничего на свете, и был просто поражен тем ажиотажем, который вокруг него случился».
«Самое удивительное, что люди, которые ничего в нем не понимают и не могут разобраться, заявляют: «Спасите Москву от генерального плана», – продолжил он. – Я от хохота чуть не умер. Документ действительно очень сложный, существует в виртуальной форме. Он является набором целей, которые могут быть реализованы, а могут – не реализованы, и к этой цели еще требуется определенный путь», – добавил чиновник.
В итоге проект генплана был одобрен Мосгордумой в третьем чтении 5 мая. К этому моменту были представлены 609 поправок в законопроект, из которых приняты около 90.
Генплан развития Москвы − документ, представляющий по большей части чертежи и схемы, он занимает около 1,5 тыс. страниц. Согласно документу к 2025 году общий фонд застройки столицы увеличится до 600 млн кв. метров, в том числе жилищный – до 290 млн. Сегодня он составляет порядка 200 млн кв. метров. В генплане отмечается, что к 2025 году обеспеченность жильем на человека вырастет с 19 до 26 кв. метров. Документ предусматривает, например, осуществление застройки территорий промзон и значительное увеличение объемов реконструкции жилфонда. Одновременно будет продолжен снос «некомфортного жилья» – за 15 лет в столице планируется снести около 25 млн кв. метров ветхих и аварийных жилых домов, в первую очередь пятиэтажных панельных домов.
До 2025 года в Москве появятся еще 60 небоскребов высотой более 75 метров: 15 из них – это жилые комплексы, 17 – офисные, 15 – многофункциональные и семь – гостинично-деловые. Высотки появятся на Алтуфьевском, Можайском и Щелковском шоссе, Люблинской и Профсоюзной улицах, Кутузовском проспекте, вдоль русла Москвы-реки, в Марьино, Люблино, Фили-Давыдково.
Общую протяженность сети метрополитена за 15 лет планируется увеличить в два раза – до 650 км. Предполагается формирование диаметральных линий: Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской и Митинско-Калининской. Также в планах продление существующих линий: Замоскворецкой – в Ховрино и Братеево, Сокольнической – вдоль Щелковского шоссе в Гольяново и до Теплого Стана, Калининской – в Новокосино, Таганско-Краснопресненской – в Жулебино.
У Московской кольцевой автодороги может появиться дублер. Москомархитектуры разрабатывает проект отдельной дороги для общественного транспорта. Это будет либо отдельная, либо параллельная трасса. Изменились планы и по строительству Четвертого транспортного кольца. Вместо моста через Москву-реку часть трассы в районах Печатники и Нагатинский затон уйдет под воду.
Генплан предусматривает 70-процентную обеспеченность машино-местами для хранения и парковки легковых автомобилей. В документе отмечается, что до 2015 года будет вводиться по 170–175 тыс. машино-мест в год; с 2015-го по 2025 год – по 120–125 тыс. Всего московские власти планируют увеличить фонд машино-мест для хранения и парковки на 2,6 млн единиц к 2025 году, ввести перехватывающие стоянки. Они, в свою очередь, будут объединены в «каскады», то есть масштабные места парковки в разных частях города.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом