Истребитель пятого поколения появится в Китае к 2018 году, заявил в четверг официальный представитель американского Национального военно-воздушного и космического разведывательного центра (National Air and Space Intelligence Center) Уэйн Алмэн.
Выступая на слушаниях, проведенных членами комиссии конгресса США по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, Алмэн признал, что собирать разведывательную информацию в Китае очень сложно. По его словам, США еще предстоит разобраться, сможет ли новый китайский истребитель противостоять на равных F-22, сообщает ИТАР-ТАСС.
Годом раньше министр обороны США Роберт Гейтс сообщал, что Китай будет располагать прототипом аналогичной машины не ранее 2020 года и «лишь горсткой» – к 2025-му», напоминает его слова Reuters. Видимо, несмотря на озвученные «трудности со сбором информации», американская разведка получила какие-то сведения, позволившие скорректировать прогноз.
Впрочем, возможно, сложности несколько преувеличены: китайцы порой не очень дисциплинированны в вопросах режима информационной безопасности. Так, в 1995 году один из инженеров, работавших над проектом истребителя J-10, поссорился с начальством и после ухода из проекта разместил в Интернете довольно подробные сведения о самолете, за что и получил семь лет заключения. А два года спустя продувочная модель истребителя «засветилась» в одной из передач китайского телеканала на заднем плане, в кабинете директора 601-го исследовательского института (головная организация по проекту) во время его встречи с руководством КНР.
Истребитель F-22 (нажмите, чтобы увеличить; фото:wikipedia.org) |
Кроме того, возможный облик китайского истребителя пятого поколения довольно активно обсуждается в китайском Интернете, причем не только на китайских форумах (которые являются в большинстве своем премодерируемыми), но и на тайваньских. Нет сомнения, что соответствующие структуры в США (и не только, надо полагать) внимательно мониторят эти ресурсы.
Истребитель J-10 не случайно упомянут в заметке в связи с перспективной машиной пятого поколения: похоже, что многие его элементы отрабатываются именно на «десятке». Не исключено, что и сам новый самолет будет построен на ее базе путем последовательного совершенствования исходного образца. Весьма китайский путь развития, и не только технического.
Так, например, на самолете типа J-10A бортовой «1029» появился воздухозаборник с удлиненной, заостренной нижней «губой», который позднее перекочевал на немногочисленные пока серийные J-10B. Такая форма «губы» экранирует от радаров противника первую ступень компрессора двигателя, которая считается одной из самых «светящихся» в радиодиапазоне частей самолета.
Кстати, еще в 2008 году в докладе «Китайская военная мощь» (China Military Power) американские специалисты отметили, что в ходе очередных учений радиолокационная сигнатура J-10 значительно упала, в 4–5 раз!
Истребитель T-50 (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org) |
Еще более «стелсовым», как предполагается, станет палубный вариант J-10, трехмерная модель которого в начале года была размещена на одном из китайских военных форумов. Это двухмоторная машина имеет двухкилевое оперение с характерным развалом килей в стороны и элементами защиты одних частей планера другими от радиолокационного облучения. Многим облик палубной модификации напоминает облик американского F-35, но с некоторыми упрощениями.
Предположительно, создание китайского истребителя пятого поколения поручено 611-му исследовательскому институту. В прошлом году во Всемирной паутине промелькнули кадры любительской съемки некоей двухмоторной машины, похожей на маериканскую F-22, но сохранившей при этом переднее горизонтальное оперение. По этим кадрам было практически невозможно сказать, что это было: реальный полноразмерный макет, прототип, технологический демонстратор или фейк, элемент дезинформации, призванной убедить противника, что работы по пятому поколению ведутся в Китае нарастающими темпами? Надо сказать, что согласно последним заявлениям – убедили.
«Разве это не ужасно, что к 2020 году США будут иметь всего лишь в 20 раз больше продвинутых истребителей-невидимок, чем КНР?» – вопрошал Гейтс 8 мая, выступая в президентской Эйзенхауэровской библиотеке в Абилене, Канзас. Однако опасения американцев, как кажется, сильно преждевременны.
Похоже, что китайский самолет, поскольку создается только национальными силами, окажется «пятым поколением» лишь отчасти. Китайские специалисты, создав со сторонней помощью J-10, доказали способность авиапрома Поднебесной строить планеры с современной аэродинамикой. Но пока «десятка» все еще оснащена российскими двигателями и российской (по другим сведениям – итальянской) РЛС. Создать свою копию российского мотора АЛ-31, обладающего сколько-нибудь заметным ресурсом, они пока не в состоянии, хотя работы идут полным ходом. А между тем мотор следующего поколения – еще более сложный и свершенный, обладающий повышенными характеристиками. Это пока не под силу даже России: Т-50 получит свою «родную» силовую установку только в серии, лет через пять в лучшем случае.
То же и с РЛС с активной фазированной решеткой – просто скопировать изделие такого уровня невозможно, даже получив полный доступ к документации: нужна национальная научная школа, создающаяся десятилетиями.
В том, что самолет в конце концов создадут, вряд ли можно сомневаться. Но сложно поверить в то, что это будет полноценная машина поколения «5» по всем параметрам. Скорее – некое компромиссное решение, сочетающее черты обеих поколений, по крайней мере – на первом этапе существования.