Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
21 мая 2010, 16:22 • Общество

Великий китайский истребитель

Когда в Китае появится истребитель 5-го поколения

Великий китайский истребитель
@ wikipedia.org

Tекст: Геннадий Нечаев

Американские разведчики заявили, то Китай построит свой истребитель пятого поколения к 2018 году. Сможет ли он противостоять российским и штатовским аналогам, пока неизвестно. Техническое описание китайского самолета весьма смутное, но есть основания предполагать, что он будет создан на базе J-10. Газета ВЗГЛЯД попыталась представить, на что может быть похож этот истребитель и можно ли будет его в полной мере отнести к «пятому поколению».

Истребитель пятого поколения появится в Китае к 2018 году, заявил в четверг официальный представитель американского Национального военно-воздушного и космического разведывательного центра (National Air and Space Intelligence Center) Уэйн Алмэн.

Выступая на слушаниях, проведенных членами комиссии конгресса США по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, Алмэн признал, что собирать разведывательную информацию в Китае очень сложно. По его словам, США еще предстоит разобраться, сможет ли новый китайский истребитель противостоять на равных F-22, сообщает ИТАР-ТАСС.

Годом раньше министр обороны США Роберт Гейтс сообщал, что Китай будет располагать прототипом аналогичной машины не ранее 2020 года и «лишь горсткой» – к 2025-му», напоминает его слова Reuters. Видимо, несмотря на озвученные «трудности со сбором информации», американская разведка получила какие-то сведения, позволившие скорректировать прогноз.

Впрочем, возможно, сложности несколько преувеличены: китайцы порой не очень дисциплинированны в вопросах режима информационной безопасности. Так, в 1995 году один из инженеров, работавших над проектом истребителя J-10, поссорился с начальством и после ухода из проекта разместил в Интернете довольно подробные сведения о самолете, за что и получил семь лет заключения. А два года спустя продувочная модель истребителя «засветилась» в одной из передач китайского телеканала на заднем плане, в кабинете директора 601-го исследовательского института (головная организация по проекту) во время его встречи с руководством КНР.

Истребитель F-22 (нажмите, чтобы увеличить; фото:wikipedia.org)
Истребитель F-22 (нажмите, чтобы увеличить; фото:wikipedia.org)

Кроме того, возможный облик китайского истребителя пятого поколения довольно активно обсуждается в китайском Интернете, причем не только на китайских форумах (которые являются в большинстве своем премодерируемыми), но и на тайваньских. Нет сомнения, что соответствующие структуры в США (и не только, надо полагать) внимательно мониторят эти ресурсы.

Истребитель J-10 не случайно упомянут в заметке в связи с перспективной машиной пятого поколения: похоже, что многие его элементы отрабатываются именно на «десятке». Не исключено, что и сам новый самолет будет построен на ее базе путем последовательного совершенствования исходного образца. Весьма китайский путь развития, и не только технического.

Так, например, на самолете типа J-10A бортовой «1029» появился воздухозаборник с удлиненной, заостренной нижней «губой», который позднее перекочевал на немногочисленные пока серийные J-10B. Такая форма «губы» экранирует от радаров противника первую ступень компрессора двигателя, которая считается одной из самых «светящихся» в радиодиапазоне частей самолета.

Кстати, еще в 2008 году в докладе «Китайская военная мощь» (China Military Power) американские специалисты отметили, что в ходе очередных учений радиолокационная сигнатура J-10 значительно упала, в 4–5 раз!

Истребитель T-50 (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)
Истребитель T-50 (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)

Еще более «стелсовым», как предполагается, станет палубный вариант J-10, трехмерная модель которого в начале года была размещена на одном из китайских военных форумов. Это двухмоторная машина имеет двухкилевое оперение с характерным развалом килей в стороны и элементами защиты одних частей планера другими от радиолокационного облучения. Многим облик палубной модификации напоминает облик американского F-35, но с некоторыми упрощениями.

Предположительно, создание китайского истребителя пятого поколения поручено 611-му исследовательскому институту. В прошлом году во Всемирной паутине промелькнули кадры любительской съемки некоей двухмоторной машины, похожей на маериканскую F-22, но сохранившей при этом переднее горизонтальное оперение. По этим кадрам было практически невозможно сказать, что это было: реальный полноразмерный макет, прототип, технологический демонстратор или фейк, элемент дезинформации, призванной убедить противника, что работы по пятому поколению ведутся в Китае нарастающими темпами? Надо сказать, что согласно последним заявлениям – убедили.

«Разве это не ужасно, что к 2020 году США будут иметь всего лишь в 20 раз больше продвинутых истребителей-невидимок, чем КНР?» – вопрошал Гейтс 8 мая, выступая в президентской Эйзенхауэровской библиотеке в Абилене, Канзас. Однако опасения американцев, как кажется, сильно преждевременны.

Похоже, что китайский самолет, поскольку создается только национальными силами, окажется «пятым поколением» лишь отчасти. Китайские специалисты, создав со сторонней помощью J-10, доказали способность авиапрома Поднебесной строить планеры с современной аэродинамикой. Но пока «десятка» все еще оснащена российскими двигателями и российской (по другим сведениям – итальянской) РЛС. Создать свою копию российского мотора АЛ-31, обладающего сколько-нибудь заметным ресурсом, они пока не в состоянии, хотя работы идут полным ходом. А между тем мотор следующего поколения – еще более сложный и свершенный, обладающий повышенными характеристиками. Это пока не под силу даже России: Т-50 получит свою «родную» силовую установку только в серии, лет через пять в лучшем случае.

То же и с РЛС с активной фазированной решеткой – просто скопировать изделие такого уровня невозможно, даже получив полный доступ к документации: нужна национальная научная школа, создающаяся десятилетиями.

В том, что самолет в конце концов создадут, вряд ли можно сомневаться. Но сложно поверить в то, что это будет полноценная машина поколения «5» по всем параметрам. Скорее – некое компромиссное решение, сочетающее черты обеих поколений, по крайней мере – на первом этапе существования.

Чем российский истребитель пятого поколения лучше американского (нажмите, чтобы увеличить)

..............