Общество

12 апреля 2010, 17:18

Болгария запретила полеты президентского Ту-154

Фото: wikipedia.org

В связи с катастрофой польского президентского борта Ту-154 Болгария заявила о приостановке полетов лайнера аналогичной модификации, на котором совершает перелеты Георгий Пырванов. Страны бывшего соцлагеря хотят в ускоренном порядке вывести из пользования устаревающие самолеты советского производства, однако эксперты уверены: технические неполадки Ту-154 не могли стать причиной крушения, а сам самолет может еще долго прослужить гражданской авиации.

Запрет на полеты президентского Ту-154 в Болгарии будет действовать до выяснения причины аварии польского самолета при подлете к Смоленску, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя министерства транспорта страны Атанаса Костова.

Полеты на самолете президента (Болгарии) были приостановлены

«Полеты на самолете президента (Болгарии) были приостановлены. Текущие полеты всех самолетов данного типа отменены до тех пор, пока не станут ясны точные причины крушения (польского самолета)», − сказал Костов.

Он рассказал также, что Болгария собирается заменить президентский Ту-154 на какой-либо другой лайнер. Впрочем, об этих планах стало известно еще в феврале 2010 года, тогда министерство транспорта объявило, что президентский Ту-154 будет выставлен на продажу в июне. До покупки новой машины Болгария собирается арендовать для перевозки первых лиц государства аэробус.

По данным Novinite.com, первый борт Болгарии уже попадал в ряд внештатных ситуаций. Так, в 2008 году Ту-154 с президентом Георгием Пырвановым и членами правительственной делегации на борту совершил аварийную посадку на Азорских островах. Ее причиной стали неполадки в работе шасси. Никто из пассажиров и членов экипажа тогда не пострадал.

После авиакатастрофы под Смоленском многие начали списывать произошедшее на возраст разбившегося самолета – он был выпущен около 20 лет назад. Тем не менее для самолетов данного типа этот возраст не является критическим; к тому же, польский президентский борт прошел капитальный ремонт в декабре 2009-го.

Отметим, что мало кто из руководителей государств использует для перелетов исключительно новые самолеты. Так, президент России Дмитрий Медведев в своем распоряжении имеет два самолета Ил-96-300 1995-го и 2004 годов выпуска. Нынешний глава Белого дома Барак Обама путешествует на двух Boeing VC-25A (747-2G4B), построенных в 1987 году. Канцлер Германии Ангела Меркель для полетов использует Airbus A310-304 1989 года, а также Canadair CL-600-2A12 Challenger-601 1986-го. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пользуется для полетов Boeing 747SP-86 1979 года выпуска.

Из лидеров стран СНГ на самолете Ту-154 ранее летал президент Киргизии Курманбек Бакиев. Однако в ноябре 2006 года в международном аэропорту Манас под Бишкеком этот лайнер столкнулся с американским топливозаправщиком, в результате чего самолет лишился трети крыла. Получившее значительные повреждения воздушное судно было последним работоспособным самолетом Ту-154 в Киргизии.

В связи с катастрофой в Смоленске эстонская Postimees вспомнила о том, что на разбившемся Ту-154 польского президента довелось летать и президенту Эстонии Тоомасу Хендрику Ильвесу. 12 августа 2008 года он вместе с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, погибшим президентом Лехом Качиньским и министром иностранных дел Латвии Марисом Риекстинсом летал на нем в Грузию. Тогда вопреки всем международным нормам на борту одного самолета находились главы сразу нескольких государств.

Сама Эстония, равно как и другие страны Балтии, не имеет собственного борта для перевозки первых лиц государства – для них это слишком накладно. Обычно для официальных поездок высшие чины Литвы, Латвии и Эстонии пользуются самолетами национальных авиакомпаний. В случае если те не выполняют полеты в требуемый пункт назначения, президент или премьер могут воспользоваться услугами иностранного авиаперевозчика.

В Казахстане в этом году должен вступить в силу запрет на использование самолетов советского производства в пассажирских перевозках. Это решение, однако, никак не связано с произошедшей под Смоленском авиакатастрофой: оно было принято еще в 2009 году.

От советских самолетов практически отказались в Белоруссии. В парке национального перевозчика – авиакомпании «Белавиа» − остались четыре борта модификации Ту-154-М, они должны быть списаны в ближайшие годы в рамках модернизации авиаотрасли. На смену им приходят «Боинги 737» и канадские CRJ-100/200. Президент Белоруссии летает на «Боинге».

А вот руководство Украины по-прежнему вынуждено совершать перелеты на самолетах советского производства, выпущенных более 20 лет назад. Как передает ТСН, сегодня авиапарк высшего руководства страны состоит из пяти воздушных судов: Ту-134 должен быть списан в этом году, Ил-62 − в следующем (оба построены в начале 1980-х). Еще один самолет отечественного производства Ан-74 не может подняться в воздух − для его ремонта нет запчастей.

Тем не менее в 2009 году госавиакомпания «Украина», которая обеспечивает перелеты высших должностных лиц, приобрела Airbus A-319. В распоряжение чиновников машина должна была поступить в начале 2010 года. Как ранее объяснял Игорь Тарасюк, экс-глава Госуправления делами, которому подчиняется «Украина», покупка была необходима, поскольку существующие самолеты исчерпали свой ресурс.

Кроме указанных стран, Ту-154 в регулярных перевозках в настоящий момент используются в Узбекистане, Туркменистане, Китае, Монголии, Словакии и КНДР.

Между тем СКП РФ, основываясь на предварительных данных расследования, опроверг версию о том, что причиной крушения Ту-154 стали технические неполадки. «Бобину расшифровали, мы ее предварительно изучили, более детально будем смотреть в Москве, но повторяю – та запись, которая есть в нашем распоряжении, подтверждает, что технических проблем с самолетом не было», – сказал глава ведомства Александр Бастрыкин.

«С любыми самолетами бывали трагедии, и с Boeing, и с Airbus, и с «Туполевым», и с «Ильюшиным», – рассказал газете ВЗГЛЯД заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маленков. – В данном случае явная ошибка пилотов. Это их проблемы. Командир экипажа принимает окончательное решение на посадку сам, даже если видимости вообще никакой нет. В данном случае командир принял решение: «Я буду садиться». Причем здесь самолет?»

«Претензии к самолету явно несправедливые. Он перевез миллионы человек, он был одним из основных в «Аэрофлоте», мы все на нем летали и ничего не боялись. Другой вопрос, что парк немного устарел, но если ресурс у него еще есть, то надо над ним работать. Самолеты проверенные, испытанные, выписывай их и выполняй свои задачи спокойно!» − добавил Маленков.

Текст: Николай Анищенко, Роман Крецул

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?