Президент России Дмитрий Медведев во вторник поручил генпрокурору Юрию Чайке проверить работу московского авиаузла и связанных с ним компаний.
Аэропорты приняли решение в первоочередном порядке отправлять большие самолеты, чтобы разгрузиться, потом полетят менее емкие самолеты
Приехавшие в аэропорты представители транспортной прокуратуры сразу предупредили, что особое внимание будут уделять соблюдению прав пассажиров в связи с массовыми задержками рейсов.
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов напомнил, что, согласно законам, «авиакомпании обязаны бесплатно предоставить пассажирам следующие услуги: комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании рейса более двух часов и т.д.», передает «Интерфакс».
Более подробную справочную информацию позднее на своем сайте разместило Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Газета ВЗГЛЯД обратилась к руководителю правового управления ведомства Изо Арахамии с просьбой прокомментировать пункты обязательств туроператоров, перевозчиков и аэропортов по отношению к путешественникам и пояснить, как туристы должны вести себя в этой ситуации.
ВЗГЛЯД: Изо Вениевна, как сейчас складывается ситуация в столичных аэропортах?
Изо Арахамия: По последним данным, во вторник аэропорт Домодедово отправил 133 борта, в том числе 69 международных. Приняты 133 рейса, в том числе 81 международный. В настоящее время ожидают вылета шесть рейсов с 26 декабря, и 18 рейсов ожидают вылета с 27 декабря. По другим аэропортам у меня данных нет, но самая сложная ситуация сейчас как раз в Домодедово...
Там должны кормить пассажиров, предоставлять им ночлег, но звонки от туристов свидетельствуют о том, что этого не происходит. В агентство поступают жалобы о том, что путешественникам не оказывают помощь, не предоставляют ночлега и пропитания.
Изо Арахамия полагает, что в экстренных случаях за спокойствие и безопасность путешественников должен отвечать туроператор (Фото: из личного архива Изо Арахамии) |
ВЗГЛЯД: Ваше ведомство уже подключилось к проверке прокуратуры, проводимой по этим фактам?
И.А.: У нас нет полномочий проверять. Мы будем участвовать в мониторинге ситуации, но не в проверках. Но если будет необходимость включить в комиссию представителей Ростуризма, мы, конечно, это сделаем.
Сейчас заместитель руководителя агентства вошел в оперативный штаб, созданный в связи с ситуацией, и находится непосредственно на месте.
ВЗГЛЯД: И администрация аэропортов докладывает ему ситуацию?
И.А.: Руководители Ростуризма находятся в постоянном контакте с руководителями аэропортов. Но те рекомендуют всем туристам обращаться за детальной информацией по вылетам к своим туроператорам и конкретной информации нам не дают. Единственное, что я знаю: аэропорты приняли решение в первоочередном порядке отправлять большие самолеты, чтобы разгрузить аэропорт, потом полетят менее емкие самолеты.
ВЗГЛЯД: Уточните, пожалуйста, что по законодательству положено пассажиру, рейс которого задерживается?
И.А.: При задержках рейса пассажирам с детьми должны предоставлять комнату матери и ребенка. При задержке долее двух часов предоставляются: два бесплатных телефонных звонка или возможность отправить два электронных сообщения, напитки. При задержке более четырех часов предоставляется горячее питание, и далее еда через каждые шесть часов. Если рейс откладывается более чем на восемь часов в дневное время или более чем на шесть часов в ночное, пассажирам должны предоставлять гостиницу.
Кроме того, должно быть организовано хранение багажа пассажиров. Все это, разумеется, бесплатно.
ВЗГЛЯД: Ответственность за соблюдение этих правил несет аэропорт? В адрес именно администраций аэропортов сейчас звучит большая часть претензий...
И.А.: Нет, задержка, отмена рейса, в том числе и по неблагоприятным метеорологическим условиям или техническим причинам, – это вина не аэропорта, а перевозчика. В данном случае перевозчик обязан организовать пассажирам услуги, перечисленные выше. Если он собирается избежать этих трат, то сам должен доказать, что причиной проблем с рейсом стал форс-мажор, за который они не могут отвечать.
ВЗГЛЯД: Если турист, рейс которого задержали на столь большой срок, хочет отстаивать свои интересы в суде, против кого он будет подавать иск?
И.А.: Клиенты могут подавать в суд на туроператоров. А туроператоры, которые находятся в договорных отношениях с авиаперевозчиками, будут решать вопрос уже с ними. Можно судиться непосредственно с авиакомпанией, осуществляющей регулярные перевозки: у клиента есть на руках билет, который является своего рода договором между туристом и перевозчиком. Но в аэропортах, кажется, скопились в основном чартерные рейсы. У регулярных и проблем меньше, поскольку самолеты большие – и срок ожидания меньше.
ВЗГЛЯД: У многих туристов «сгорает» бронь в отелях, рушатся планы. Что им следует делать в этой ситуации?
И.А.: Турист должен принять решение: либо он отказывается от дальнейшей поездки и расторгает договор с заявлением о расторжении договора и возврате суммы, либо едет, но, потеряв в связи с задержкой день или два, имеет право требовать потом возврата денег за те дни, в которые он не воспользовался отдыхом.
ВЗГЛЯД: И к кому турист должен обращаться с претензиями?
И.А.: Туроператор сформировал продукт, поэтому претензии предъявляются ему. В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности» за качество оказания услуг при реализации туристского продукта ответственность возлагается, прежде всего, на туроператора.
ВЗГЛЯД: Если турист хочет вернуть деньги, какие шаги ему нужно предпринять?
И.А.: Пассажир берет справку у перевозчика о том, что вылет отложен на неопределенный срок, и обращается с этой справкой к туроператору. Если туроператор отказывает, тогда в судебном порядке идет расторжение договора с требованием вернуть деньги.
ВЗГЛЯД: Существуют ли обстоятельства, при которых фирмы не несут ответственность за туристов?
И.А.: Ответственность не наступает, если возникает форс-мажор. Но в данном случае я не могу однозначно сказать, что речь идет о форс-мажоре. Это должны признать компетентные органы.
ВЗГЛЯД: Если эти органы придут к выводу, что форс-мажора не было, что это повлечет?
И.А.: Виновные лица, возможно, будут привлечены к административной ответственности, если будут какие-то судебные постановления, то возможен штраф. Если будут какие-то жалобы туристов, возможно и возмещение морального вреда.
ВЗГЛЯД: Что, со своей стороны, планирует делать ваше агентство в сложившейся ситуации?
И.А.: Мы сейчас оперативно информируем туристов, как и во всех подобных случаях – это наша первоочередная задача. В последний раз подобное у нас было в октябре – были массовые задержки на египетском направлении. Мы сообщали туристам об их правах и обязанностях – что они должны делать, чтобы снизить тяжесть последствий.
ВЗГЛЯД: То есть вы несете ответственность за информирование туристов?
И.А.: Нет, информирование должен в первую очередь обеспечивать все-таки тот же туроператор: допустим, когда ему становится известно, на сколько назначен вылет и состоится ли он вообще, поскольку они работают с авиакомпаниями, они должны своевременно сообщить туристам, чтобы у тех была возможность либо отказаться от вылета, либо приехать позже, а не сидеть и не ждать сутками на вокзале. Аэропорт обзванивать каждого туриста, конечно, не будет. Они информируют только через табло, свои громкоговорители, то есть тех, кто уже находится в здании.