Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин принял решение назначить руководителем следственной группы по делу о покушении на Олега Кашина* старшего следователя по особо важным делам 39-летнего Сергея Голкина, пишет в понедельник «Коммерсант».
Они мало понимают в той проблематике, которой им по воле случая выпало заниматься
Следственная бригада Голкина будет состоять из следователей Главного Следственного управления, а также 1-го отдела Следственного управления по Москве и следственного отдела Центрального округа столицы, занимавшихся делом на ранних этапах.
Назначенный руководителем следственной бригады по делу Кашина Сергей Голкин также побывал в пятницу в 1-м отделе московского следственного управления, чтобы до предстоящей среды успеть ознакомиться с несколькими томами дела и подготовить план работы для новой следственной бригады, которая будет состоять из следователей ГСУ СКП, 1-го отдела столичного управления и следственного отдела Центрального округа Москвы (они на разных этапах занимались этим расследованием).
Сергей Голкин ранее работал в Мытищинской городской прокуратуре и в Генпрокуратуре. В 1997 году начал следствие по делу о подрыве памятника Николаю II в подмосковном селе Тайнинское. Дело вскоре было передано ФСБ, осужденные по нему в 2002 году члены подпольной организации «Реввоенсовет» получили сроки от 4 до 11 лет.
Широкую известность Голкин приобрел в связи с расследованием убийства главного редактора русской версии журнала Forbes американца Пола Хлебникова, совершенного 9 июля 2004 года. Обвиняемые по этому делу Казбек Дукузов и Муса Вахаев были оправданы коллегией присяжных, однако позже Верховный суд отменил этот приговор, направив дело на новое рассмотрение.
Кроме того, руководитель следственной бригады по делу о покушении на Олега Кашина в течение некоторого времени возглавлял расследование обстоятельств убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, а в июне 2010 года под его начало было передано проведение проверки действий сотрудников следственных органов в связи с гибелью в СИЗО юриста Сергея Магнитского.
Голкин также расследовал дело о рейдерских захватах в Санкт-Петербурге, по которому авторитетный предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин), которого СМИ называли «ночным губернатором Петербурга», был приговорен к 14 годам колонии строгого режима.
Отметим, когда делом занимались территориальные органы СК РФ, сотрудники и друзья Олега Кашина, допрошенные в качестве свидетелей, высказывали свои замечания о работе следователей. Одни отмечали непрофессионализм следователей, а другие и вовсе заявляли о некорректных заявлениях последних.
Замредактора отдела газеты «Коммерсант» Дмитрий Ждакаев сообщил газете ВЗГЛЯД после допроса, что следователь Следственного отдела по Центральному округу Москвы интересовался у него общеизвестными фактами: «Они мало понимают в той проблематике, которой им по воле случая выпало заниматься. Когда я рассказывал про круг обязанностей Олега, про круг его интересов, в том числе и политических, упоминал, условно говоря, нацболов, меня спрашивали: «А кто такие нацболы?» Я говорю: «Это сторонники незарегистрированной партии Лимонова». Меня спрашивают: «А кто такой Лимонов?» Я не сказал бы, что все совсем плохо, но определенное, скажем так, невладение тематикой присутствовало», – сказал Ждакаев.
Вместе с тем он отметил, что, «похоже, существует очень серьезный контроль».
«Когда следователь вел допрос, его вызвал к себе какой-то высокопоставленный начальник, предложил ему устранить какие-то недоработки в обвинительном заключении по совсем другому делу и дал совсем мало времени. Когда потом ему позвонил уже руководитель, насколько я понял, следственной бригады, и следователь сказал: «Я не могу, мне надо заключение переписать», тот ответил: «Нет, все дела в сторону, я договорюсь, занимайся только этим», – сказал Ждакаев.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, неизвестные напали на Олега Кашина в 00.40 6 ноября. Его доставили в реанимацию 36-й городской больницы с переломом голени, челюсти, сотрясением мозга и выломанными пальцами. После операции он был введен в искусственную кому.
Первоначально по факту нападения на журналиста было возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство» (ч. 3 ст. 30, ст. 105 УК РФ). Позднее оно было переквалифицировано на более тяжкую статью, поскольку камеры видеонаблюдения показали, что нападавших было двое. Речь идет о ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство группой лиц»), предусматривающей до 20 лет тюрьмы.
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и главе МВД Рашиду Нургалиеву взять расследование этого дела на особый контроль. «Преступники должны быть найдены и наказаны», – заявил он.
8 ноября Медведев заявил, что причастные к нападению будут наказаны. Во вторник то же самое сказал Чайка. Генпрокурор подчеркнул, что расследование нападения на Кашина поручено наиболее опытным специалистам.
В воскресенье заместитель главврача 36-й горбольницы по анестезиологии и реанимации Олег Варнавин сообщил, что состояние Олега Кашина остается тяжелым, но отмечается неплохая положительная динамика. По его словам, журналист находится в сознании и по-прежнему подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, однако меняются режимы вентиляции.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом