Береговая охрана Норвегии накануне вечером в рыбоохранной зоне Шпицбергена за незаконный лов рыбы задержала российский траулер «Мелкарт» (Melkart), порт приписки Мурманск, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на норвежские СМИ.
Норвежская сторона особо отмечает, что по местному законодательству сброс рыбы считается серьезным экологическим преступлением
В ходе патрулирования с вертолета 17 сентября норвежской береговой охраной была сделана видеозапись, на которой был зафиксирован момент сброса рыбы. После этого российский траулер и был арестован кораблем KV Senja.
Инспектор судна береговой охраны «Сенья» в ночь на пятницу спустился на борт «Мелкарта» с вертолета, отмечает ИТАР-ТАСС.
Норвежская сторона особо отмечает, что по местному законодательству сброс рыбы считается серьезным экологическим преступлением. Российским рыбакам также вменяется то, что они вели промысел в норвежских водах, не поставив в известность местные власти.
В пятницу утром арестованное российское судно привели в порт Лонгйир на острове Западный Шпицберген. Дальнейшее расследование дела будет вести прокуратура норвежской губернии Тромс.
Как правило, если вина экипажа считается доказанной, выплачивается штраф, и судно отпускается.
Россия и Норвегия нередко задерживают или выдворяют суда друг друга. Так, 7 сентября за пределы территориальных вод России была выведена нарушившая границы норвежская яхта RX-2, задержанная в Восточно-Сибирском море, передает РИА «Новости». Перед этим суд наложил на нарушителей штраф в общей сумме 11,4 тыс. рублей.
А 27 марта этого года по подозрению в нарушении правил рыболовства Норвегия задержала траулер «Капитан Наумов». Причем до этого в марте были задержаны «Миргород», «Архангельск», «Ачинск», «Проект» и «Павел Батов».
Однако самым известным стал случай с российским траулером «Электрон» .
В октябре 2005 года недалеко от Шпицбергена норвежская береговая охрана «за грубое нарушение правил рыболовства» попыталась задержать очередное российское судно, капитан которого фактически взял в заложники двух норвежских инспекторов, уйдя с ними после пятидневной погони в территориальные воды России.
Против капитана судна Валерия Яранцева было возбуждено уголовное дело, прекращенное, однако, в феврале 2007 года в связи с тем, что в России уже проходило судебное разбирательство по этому вопросу.
Этот инцидент впервые привлек столь широкое внимание общественности к противоречиям между Россией и Норвегией в вопросе о способах добычи рыбы в западных районах Баренцева моря. Напомним, что Норвегия еще в 1970 году в одностороннем порядке установила вокруг острова Шпицберген защитную зону со строгими правилами рыболовства. Однако Россия признавать эту зону отказывается.
«Мы никогда не соглашались с правилами, которые в одностороннем порядке установила Норвегия, − заявлял, в частности, по этому поводу министр иностранных дел Сергей Лавров. − Эта тема является предметом переговоров с норвежцами на протяжении многих лет».