Сразу шесть российских судов арестованы в Гонконге, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на председателя Дальневосточной региональной организации (ДВРО) Российского профсоюза моряков (РПСМ) Николая Суханова.
Банк хотел продать все шесть судов в частном порядке, но суд Гонконга наложил запрет и потребовал реализовать теплоходы с аукциона
Теплоходы ST Brilliance, ST Fidelity, ST Spirit, ST Star, ST Forward и ST Leader, принадлежавшие российской компании S&T Group, арестованы после ее банкротства и выставлены на продажу.
На борту каждого из них находятся экипажи численностью по 15–16 человек, жители Находки и Владивостока.
По данным ДВРО РПСМ, суда управлялись компанией ST Shipmanagement из Владивостока и ходили под флагом Маршалловых островов. Ранее они стояли в Находке, зарплата экипажам в этот период не выплачивалась более шести месяцев.
Однако затем один из банков Гонконга выделил 20 млн долларов по закладным, и суда перешли в Гонконг, где должна была состояться их распродажа.
Морякам заработанные деньги выплатили, банк хотел продать все шесть судов в частном порядке, но суд Гонконга наложил на продажу запрет и потребовал реализовать теплоходы с аукциона.
По словам Николая Суханова, экипажи арестованных теплоходов после их продажи смогут за счет новых судовладельцев вернуться в Приморье. Вместе с тем не исключается, что российские моряки останутся на теплоходах и продолжат работать на них.
Дальневосточная региональная организация РПСМ обещает следить за развитием ситуации. Каждую неделю председатель профсоюза моряков Гонконга Тин Кам Ен предоставляет российским коллегам всю необходимую информацию, сообщил Суханов.
По данным Международной федерации транспортных рабочих (ITF), куда входит и Российский профсоюз моряков, по всему миру насчитывается около 50 брошенных судовладельцами российских судов и экипажей, члены которых оказываются в чужой стране без денег и возможности вернуться домой.
Ранее член РПСМ Вадим Мамонтов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что проблемы, с которыми сталкиваются российские моряки за границей, связаны не только с нечистоплотностью некоторых судовладельцев, но и с тем, что в России отсутствует государственный орган, который участвовал бы в разрешении подобных ситуаций, а ведомственные чиновники желания помогать не демонстрируют.
«Государственные органы не регистрируют трудоустройство моряков, – объяснил Мамонтов. – Россия ратифицировала конвенцию о найме и трудоустройстве моряков, но, по сути, ее не исполнила. Не назначила в соответствии с условиями этой конвенции исполнительный орган, надзирающий за соблюдением прав моряков при трудоустройстве, и не обеспечила просвещение.
Если я, моряк, гражданин России, брошенный где-нибудь в Африке, прихожу в свое консульство или посольство с просьбой о помощи, мне на законных основаниях отказывают, ссылаясь на положение о консульской службе. В нем сказано: если ты не состоишь на консульском учете, никто тебе помогать не будет».
«Просто наше государство расценивает наших моряков, работающих под иностранным флагом, как гастарбайтеров», – посетовал Мамонтов.
Напомним, буквально на днях подошла к завершению одна из громких аналогичных историй последних месяцев. Как писала газета ВЗГЛЯД, в августе экипажи российских судов «Профессор Воскресенский» и «Василий Ян», которые с прошлого года находятся под арестом в порту Шанхая, написали письмо российским властям.
Наше государство расценивает наших моряков, работающих под иностранным флагом, как гастарбайтеров
Суда прибыли в Шанхай в сентябре 2008 года и встали на плановый ремонт. Однако из-за отсутствия платежей со стороны ОАО «СК «Арктическое морское пароходство» они были арестованы. На все требования экипажей о предоставлении замены моряков и репатриации администрация компании-судовладельца отвечала молчанием.
С апреля 2009 года моряки не видели зарплат. 21 человек не мог вернуться в Россию из-за элементарного отсутствия средств. На судах не хватало воды и продуктов, у моряков не было денег, чтобы купить предметы личной гигиены. 14 августа на «Профессоре Воскресенском» закончилось топливо и вода, судно оказалось обесточено.
В итоге моряки обратились к президенту РФ и генеральному прокурору с просьбой помочь им вернуться на родину, а также обязать судовладельца расплатиться с долгами по зарплате.
Далее события развивались стремительно. Уже на следующий день президент РФ Дмитрий Медведев поручил первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову проконтролировать ситуацию с арестом российских судов.
В тот же день Генпрокуратура РФ заявила о предпринимаемых с ее стороны шагах: «Генпрокуратурой России в адрес руководителя Росимущества внесено представление об устранении нарушений закона, перед Министерством транспорта РФ поставлен вопрос о принятии необходимых мер по погашению задолженности по заработной плате сотрудникам компании», – говорилось в сообщении ведомства.
Инспекторы Генпрокуратуры выяснили в ходе проведенной проверки, что из-за просчетов в финансово-хозяйственной деятельности ОАО, имеющего в своем уставном капитале долю государства, задолженность перед КНР за услуги по плановому ремонту указанных судов составила свыше 50 млн рублей, что и привело к аресту судов и нарушению прав членов их экипажей. Кроме того, по заключению комиссии, свыше 16 млн рублей составила задолженность по зарплате. При этом, отметили в ведомстве, руководство Арктического морского пароходства самоустранилось от разрешения кризисной ситуации.
Одновременно министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что проблемы будут решены – «сегодня-завтра».
После вмешательства первых лиц государства компания внезапно нашла деньги и начала перечислять их морякам. А 14 сентября председатель ДВРО РПСМ сообщил, что судовладелец наконец оплатил работу китайских ремонтников. Арест с судов снят, «Василия Яна» продают на металлолом, а «Профессор Воскресенский» к концу недели должен выйти из шанхайского порта.