Береговая охрана ФСБ РФ совместно с абхазскими пограничниками обеспечит безопасность судов, заходящих в территориальные воды Абхазии, от задержаний со стороны Грузии, заявил в пятницу заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ РФ генерал-лейтенант Евгений Инчин.
Россия наряду с незаконной деятельностью на территории Абхазии теперь еще хочет стать пиратом
«На море они ведут себя достаточно агрессивно. Заход судов под флагами третьих стран в территориальные воды Абхазии является для грузинской стороны основанием, чтобы в отношении них проводились различные действия, в том числе процессуального порядка», – цитирует Инчина РИА «Новости».
По его словам, соглашение РФ с Абхазией об охране границы предусматривает совместные действия по обеспечению безопасности в территориальных водах Абхазии.
Аналогичное заявление сделал в пятницу начальник погранотряда Службы госбезопасности Абхазии Зураб Маргания.
По его словам, «соглашение Российской Федерации с Абхазией о совместной охране государственной границы предусматривает совместные действия по обеспечению безопасности в территориальных водах республики», цитирует «Интерфакс».
«В настоящее время между российскими и абхазскими погранслужбами согласовывается план совместных действий по пресечению пиратских действий грузинских пограничников в Черном море», – добавил он.
Возможность снабжения по морю имеет для Абхазии большое значение, в частности для сообщения со своим стратегическим союзником – Россией, поскольку пропускная способность сухопутных коммуникаций сравнительно невелика. При этом Абхазия рассчитывает на получение прибыли от инфраструктуры своих портов в недалекой перспективе.
Для противодействия гражданскому судоходству грузинской стороне даже нет необходимости иметь сколько-нибудь крупные боевые единицы: достаточно легковооруженных досмотровых катеров. Собственно, после известных событий прошлого года военно-морского флота у этого государства как такового просто нет. Уцелевшие после разгрома российскими десантниками базы в Поти три сторожевых катера, два малых десантных корабля и два десантных катера большую часть времени находятся в Батуми и числятся в составе Береговой охраны МВД республики.
В плане боеспособности морские силы абхазской стороны, практически не пострадавшие в ходе пятидневной войны, выглядят даже более боеспособными. Согласно последним данным, в их составе числятся два дивизиона патрульных катеров: восемь единиц проекта 1400 «Гриф», вооруженных тяжелыми пулеметами, два бронекатера проекта 1204 «Шмель» (два 14,5-миллиметровых пулемета КПВТ и 76-миллиметровое орудие в башне танка ПТ-76) и пара единиц проекта 1415 «Кулик» (два пулемета 12,7 мм и семиствольный 55-миллиметровый гранатомет МРГ-1).
Неизвестно, в каком состоянии находятся эти катера, но, судя по фотографиям, датированным началом года, по крайней мере «Шмели» – самые старые из абхазских кораблей – регулярно выходят в море. Кроме перечисленных единиц Абхазия располагает несколькими вооруженными тральщиками и буксирами.
В принципе, этих сил вполне достаточно для противодействия военной активности грузин на море: абхазы превосходят грузин как численно, так и по огневой мощи (более того, по имеющимся сведениям, вооружение на большинстве абхазских катеров дополнительно усилено). Однако тут возникает ряд юридических и политических моментов.
Это связанно с разницей статуса Абхазии, признаваемого, с одной стороны, Москвой, а с другой – Тбилиси и большинством прочих стран мира. Грузия считает Абхазию частью своей территории и рассматривает доставку грузов в Абхазию морским путем без разрешения Тбилиси как нарушение законодательства страны. Береговая охрана Грузии с начала 2009 года задержала в акватории Абхазии за различные нарушения 23 судна, в том числе четыре – за нарушение правил входа в воды «оккупированных территорий».
Так, под этим предлогом 6 апреля грузинской береговой охраной был задержан российский сухогруз «В. Успенский», официально – за «нарушение правил судоходства и проход через закрытую для плавания зону». Как сообщала грузинская береговая охрана, «владельцам судна в соответствии с законами Грузии придется заплатить штраф» около 30 тыс. долл. Однако под давлением российской стороны разбирательство по факту задержания было прекращено, и 8 апреля судно было отпущено.
Вскоре после этого задержания началось усиление группировки боевых кораблей Береговой охраны ФСБ в районе Сочи. Это связано как с мерами по обеспечению безопасности предстоящей олимпиады, так и с действиями грузинской стороны. Азовско-черноморское управление Береговой охраны ФСБ комплектуется в настоящее время по усиленному штату. Информация об этой реорганизации поступает крайне скупая и противоречивая.
Собственно, морским пограничникам нет необходимости иметь крупные силы в районе Сочи или в абхазской Очамчире: достаточно демонстрации флага. Если с абхазскими кораблями грузинские военные могут, с их точки зрения, поступать как заблагорассудится, то нападение на корабль под Андреевским флагом чревато для грузин большими неприятностями.
При этом сложно себе представить ситуацию, когда на помощь Грузии в подобном столкновении придут корабли НАТО. Между тем российский ВМФ всегда может поддержать корабли Береговой охраны из Сочи и Новороссийска всей своей мощью. Очевидно, что шансов на успешный захват корабля под флагом третьей страны у грузинских сил нет никаких.
В Тбилиси это прекрасно понимают, поэтому готовятся извлечь из ситуации хотя бы политические дивиденды. Действия российской береговой охраны по обеспечению безопасности судов, заходящих в территориальные воды Абхазии, от задержания со стороны Грузии Тбилиси будет расценивать как пиратство. Об этом заявил в пятницу грузинский вице-премьер, госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили.
«Россия наряду с незаконной деятельностью на территории Абхазии теперь еще хочет стать пиратом. Это может быть расценено только как пиратство», – сказал он. Очевидно, что грузинская сторона строит хорошую мину при плохой игре: факт «пиратства» предстоит доказывать во всевозможных международных организациях, и неизвестно, на чьей стороне будет правда.