Российское судно незаконно удерживают в порту Шанхая, власти Китая хранят молчание и ничего не предпринимают для разрешения ситуации. Об этом рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала Морской Бюллетень - Совфрахт Михаил Войтенко.
Китайская сторона замяла инцидент, но ничего не забыла. Не исключено, что происходящее служит напоминанием и толстым намеком российским морякам
По его словам, 13 июня российский сухогруз Orient Wind шел на выход из Шанхая по полосе следования. Внезапно появилось китайское судно. Нарушив все правила и порядок движения, оно «пошло на пересечку». Российское судно начало маневрировать, но избежать столкновения не удалось, произошел «навал» (столкновение на малой скорости по касательной). В итоге Orient Wind получил пробоину в носовой части. Китайскому сухогрузу Di-Hai 16 повезло больше, его помяло по правому борту. Российский экипаж немедленно сообщил об инциденте и получил приказ возвращаться в Шанхай, что он и сделал.
В подобных случаях после инцидента проводится судебное разбирательство, в ходе которого устанавливается степень вины и доля ответственности каждого из участников происшествия. От этого зависит, какую часть расходов на восстановление судов должна возместить каждая сторона. Но на этом этапе, по словам эксперта, начались странности.
«Информация о происшествии не была занесена в крупнейшую в мире базу данных Ллойдз, китайская сторона просто умолчала об инциденте, – рассказал Михаил Войтенко. – Более того, оказалось, что довольно крупное судно Di-Hai 16 водоизмещением около 3 тыс. тонн также не числится в базах данных. Найти судовладельца китайского сухогруза его российскому коллеге не удается. В связи с ним категорически отказывают под разными предлогами - то говорят, что судно уже перепродали, то ссылаются на то, что судовладелец отсутствует.
Были и другие странности. Так, после того, как российская сторона составила схему аварии, китайцы представили свою версию, в соответствии с которой получается, что суда уже разошлись, но затем российское судно развернулось, погналось за китайским и ударило его в борт».
Российское судно отстояло неделю в ремонте, пробоину заделали, однако это было еще не все. Выйти из Шанхая оно теперь не может, хотя на то нет никаких постановлений или официальных решений.
«По сути, речь идет о незаконном задержании российского судна, – уверен Михаил Войтенко. – Адвокаты отказались вести дела российского судовладельца, признавшись: «Ты понимаешь, на тебя серьезно накатили, а почему мы и сами не понимаем, но с ними (морской полицией) нам не справиться. Заступиться за тебя некому. Извини».
По мнению судовладельца и адвокатов эта история может быть отголоском инцидента с сухогрузом NewStar. Не исключено также, что китайскому судовладельцу просто не хочется участвовать в судебном разбирательстве и покрывать убытки. Так или иначе, найти его пока не удается».
Напомним, Сухогруз NewStar, зарегистрированный под флагом Сьерра-Леоне (судовладелец – гонконгская кампании «Джи Рун Лани Шипинг Компани ЛТД»), 12 февраля убыл из порта Находка, не получив разрешения на выход от пограничных органов, капитана порта и центра управления движением судов. Экипаж состоял из 16 человек: шестерых индонезийцев, в том числе и капитана, и 10 граждан КНР. Российские пограничники нагнали сухогруз в нейтральных водах и заставили вернуться. На обратном пути судно попало в шторм, в трюм попала вода и члены экипажа спустились на два спасательных плота. Пограничником удалось поднять на борт людей только с одного из них, другие восемь человек так и не были обнаружены, поисковая операция была безуспешной.
21 апреля Находкинский городской суд приговорил
капитана NewStar Назвира Ади к трем месяцам лишения свободы, признав его виновным в незаконном пересечении государственной границы РФ.
Сам Назвир Ади рассказал, что он покинул порт, выполняя требования судового оператора и боцмана Ма Бина, который является родственником судовладельца и фактически командовал судном
По словам Михаила Войтенко, ситуация, в которую попало судно Newstar в Находке, очень напоминает происходящее в Шанхае.
«Судно NewStar зашло в порт Находки с грузом риса, – пояснил Михаил Войтенко. – Часть груза оказалась подмоченной. Такие вопросы обычно решаются в судебном порядке, и перевозчик выплачивает компенсацию, но, похоже, получатель не хотел терять время и участвовать в разбирательстве, которое могло занять почти год. Он отказался принимать груз и потребовал выплаты компенсации, предприняв по своим каналам все, чтобы судно не смогло покинуть порт. В итоге судно удерживали в Находке без серьезных на то оснований, под формальными предлогами. Время шло, ничего не происходило, судовладелец не знал, чем все это кончится и, решив, что дело становится слишком рискованным, потребовал уходить из порта, не дожидаясь разрешения».
«Капитана NewStar предали суду, но в то же время я не слышал, чтобы кто-то квалифицировал действия пограничников, – добавил эксперт. – Проходила только информация, что их представили к награде. Но разве на борту сухогруза были особо опасные преступники? Члены команды выполняли приказ своего капитана. Если при задержании пограничники не смогли не потерять половину экипажа, то возникают вопросы относительно их компетентности».
«После того случая китайская сторона замяла инцидент, но ничего не забыла. Не исключено, что происходящее служит напоминанием и толстым намеком российским морякам», – заключил Михаил Войтенко.