В понедельник в испанском городе Уэльва начался судебный процесс над 15 моряками двух рыболовецких судов, принадлежащих Архангельскому траловому флоту, сообщает ИТАР-ТАСС.
Кто же будет рассказывать людям, нанятым для разгрузки, что в ящиках находятся наркотики? Мужикам просто не повезло
Российские граждане были арестованы весной 2008 года. На тот момент два рыболовецких судна «Юозас Алексонис» и «Тралмейстер Могутов» уже несколько месяцев стояли на причале в Уэльве на ремонте. И тут к членам экипажей судов обратился неизвестный, предложив заработать: за разгрузку пришедшего в порт судна он обещал заплатить каждому по 100 евро. Предложение приняли 15 моряков.
Но едва приступив к работе, они были задержаны полицией – причиной послужило отсутствие у них разрешения на работу в стране. Однако в ходе обыска разгружаемого судна на нем было обнаружено несколько тонн гашиша, после чего граждане РФ стали фигурантами дела о контрабанде.
Руководство Архангельского тралового флота с самого начала пыталось отстраниться от дела. Родственники арестованных узнали о случившемся только из писем и телефонных звонков из тюрьмы. В июне члены экипажа судна «Юозас Алексонис», не ставшие фигурантами дела, во главе с капитаном Александром Пришвой вернулись в Архангельск.
Заведующий консульским отделом посольства России в Испании Владислав Васильцов, выехавший в Уэльву для оказания обвиняемым консульской помощи, сообщил, что, если следствию удастся доказать наличие умысла в действиях российских моряков, им грозят несколько лет тюремного заключения и значительные штрафы.
По мнению российской стороны и неофициальных консультантов по делу, не исключено, что произошедшее в мае прошлого года является спланированной провокацией, сообщает канал «Вести».
Дело в том, что в 2004 году оба этих судна, стоявших в Уэльве, были незаконно присвоены мавританским мошенником. В декабре 2007 года российские адвокаты выиграли многолетний процесс, после чего по запросу российской стороны суда арестовали в порту Испании, на их борту были подняты российские флаги. Возможно, процесс является своего рода местью оставшегося без дополнительных источников доходов мавра. В пользу этой версии говорит и то, что, по данным «Российской газеты», наркотики прибыли из Мавритании.
Существует также и другая версия: контрабандисты использовали моряков, попавших в непростое положение, «вслепую».
«На мой взгляд, скорее, имело место стечение обстоятельств, – рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор газеты «Морской Бюллетень – Совфрахт Михаил Войтенко. – Моряки не знали, да и не могли знать, что находилось на борту разгружаемого судна. Кто же будет рассказывать людям, нанятым для разгрузки, что в ящиках – наркотики? Мужикам просто не повезло».
По словам Войтенко, за то время, что суда были пришвартованы в порту, они, по сути, превратились в «мертвые души».
«В судовых базах данных «Тралмейстер Могутов» вообще отсутствует, а «Юозас Алексонис» числится, но в статусе списанного, то есть юридически этих судов уже не существует, – сказал эксперт. – Скорее всего, суда перестали существовать de jure за время стоянки».
Эксперт подчеркнул, что испанские власти пользуются у моряков и рыбаков дурной репутацией из-за излишней жесткости, придирчивости и бюрократизированности. Фигурантам процесса с момента задержания многие месяцы не разъясняли предъявленных обвинений, а при их общении с испанскими адвокатами возникли трудности: обвиняемые не знают испанского, а о том, как им преодолеть языковой барьер с собственными защитниками, никто не подумал.
Между тем, по словам Войтенко, именно от адвокатов сейчас зависит, в чем в итоге признают виновными моряков. Если они смогут убедить суд, что россияне не знали, что разгружали, подсудимых признают виновными лишь в незаконном предпринимательстве, что влечет за собой только административную ответственность.