Члены экипажа судна «Трапезус», состоящего из 13 россиян, умирают от голода в порту Стамбула, сообщил в эфире канала «РЕН-ТВ» капитан корабля Николай Матюхин.
Обычно в такую ситуацию попадают субстандарты – моряки, прошедшие трехмесячное обучение: с низкой квалификацией, без хорошего знания английского
По его словам, судно находится у берегов Стамбула с декабря 2008 года, но на берег членов экипажа не выпускают, так как хозяин судна не оплатил груз и исчез с документами. Экипаж «Трапезуса» – это 13 россиян из Астрахани и Ростова-на-Дону.
«У нас 16 марта полностью закончились продукты, 18-го закончилось топливо, масло, вода закончилась чуть позже», – рассказал капитан. Матюхин подчеркнул, что судовладелец не оказывает «никакой помощи» в разрешении этой ситуации.
«Несколько раз мы обращались через третьих лиц к нему, он отвечает, что «да, будет, поставим», и на этом все заканчивается», – добавил капитан.
Объем резервуаров питьевой воды на судне определяется исходя из типа плавания, климатических условий, а также количества членов экипажа на борту и всегда рассчитывается с некоторым запасом. По всей видимости, после окончания резерва питьевой воды моряки с «Трапезуса» были вынуждены покупать питьевую воду в порту Стамбула за свои деньги.
По словам Матюхина, в таком же положении в этом порту находятся еще 18 судов из России и стран СНГ. Экипаж судна уже обратился за помощью в Международный союз моряков и прокуратуру Южного федерального округа России, но ответа пока не получил.
Между тем, по мнению морских экспертов, ситуация, подобная положению дел на «Трапезусе», – далеко не редкость.
«В последнее время такие ситуации происходят все чаще и чаще, связано это с экономическим кризисом, – признал в разговоре с корреспондентов газеты ВЗГЛЯД главный редактор интернет-издания «Морской Бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко. – Однако в случае с «Трапезусом» нужно разбираться. Зачастую подобного рода информация исходит от профсоюзов, которые в этом напрямую заинтересованы и зачастую все преувеличивают».
Более того, по словам Войтенко, зачастую в таком развитии событий виноваты сами попавшие в беду моряки. «Высококвалифицированные моряки в такие ситуации попадают очень редко – они спокойно находят работу в солидных фирмах, – говорит Михаил Войтенко. – Обычно в такую ситуацию попадают субстандарты – моряки, прошедшие трехмесячное обучение: с низкой квалификацией, без хорошего знания английского, а также соответствующего опыта и образования. Такие моряки и идут в «левые» конторы».
По словам Михаила Войтенко, при «разборе полетов» в таких ситуациях в 70% случаев вина лежит на самих моряках.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, прецеденты, подобные случаю с «Трапезусом», отмечаются и в России. Так, 13 моряков с сухогруза «Метелица» уже больше месяца сторожат в порту Петербурга свой корабль, фактически брошенный хозяевами и арендаторами на произвол судьбы. Топлива на судне нет, каюты не отапливаются, еда и вода на борт не поступают, зарплаты моряки не видели с января.
В порт Петербурга «Метелица», идущая из Калининграда на Фарерские острова, зашла в конце февраля. С тех пор моряки здесь и бедствуют. Но свои обязательства по трудовому договору выполняют четко – корабль не покидают и стараются по мере сил поддерживать его в нормальном состоянии.
30 марта Кировский районный суд Санкт-Петербурга постановил арестовать судно. Судовладельцы на заседание суда не пришли. Поэтому решение об аресте «Метелицы» вряд ли уже кто-то опротестует.