«С 00.00 часов 16 апреля отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористических операций», – говорится в официальном сообщении Национального антитеррористического комитета (НАК) России, распространенном в четверг. С указанного времени мероприятия по борьбе с терроризмом в Чечне будут осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны.
Решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, развития ее социально-экономической сферы
«Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы», – говорится в заявлении НАК.
Изменения в организацию антитеррористической деятельности в Чечне были внесены НАК по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. Приказ подписал председатель комитета директор ФСБ Александр Бортников, передает ИТАР-ТАСС.
Министерство внутренних дел уже отчиталось, что незамедлительно приступит к реализации мероприятий, связанных с отменой режима КТО на территории Чечни.
«МВД России оперативно и в полном объеме выполнит решения об отмене режима контртеррористической операции на территории Чеченской Республики», – цитирует «Интерфакс» высокопоставленного источника в силовом ведомстве.
Напомним, первая информация о том, что контртеррористическая операция в Чечне может завершиться в ближайшее время, появилась из уст президента республики Рамзана Кадырова. 25 марта, после окончания выездного заседания комитета Госдумы РФ по безопасности в Грозном, он предположил, что спецрежим будет снят 31 марта.
Он заранее высказал удовлетворенность ожидаемым решением: по его словам, режим КТО накладывает много ограничений. Например, в республике нет собственной таможни, а аэропорт Грозного может обслуживать только авиарейсы на внутренних линиях.
Для жителей Чечни это действительно больной вопрос: они с нетерпением ожидают, когда начнет действовать таможенный пост, откроются авиарейсы в Европу, Иорданию, где проживает многочисленная чеченская диаспора, а также в Турцию, откуда, как известно, во все регионы завозятся потребительские товары.
27 марта президент РФ Дмитрий Медведев в ходе встречи с директором ФСБ дал Бортникову поручение на ближайшем заседании НАК принять решение по вопросу о дальнейшей судьбе режима КТО в Чеченской Республике.
«В связи с тем, что обстановка в Чеченской Республике в существенной степени нормализована, жизнь входит в нормальное русло, строятся современные объекты, решаются социальные задачи, я полагаю, есть необходимость рассмотреть вопрос о правовом режиме КТО, который действует на территории Чечни, на заседании Национального антитеррористического комитета и принять необходимые решения», – сказал президент.
Однако решение о снятии режима КТО на заседании НАК, которое проходило 31 марта, так и не было принято.
«Аппарату НАК совместно с МВД России, ФСБ, Минобороны и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено подготовить и внести на рассмотрение президента РФ предложения о приведении в соответствие со сложившейся в других субъектах Федерации практикой и действующей нормативно-правовой базой системы организации и управления специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению преступной деятельности бандгрупп на территории Чеченской Республики», – говорилось в заявлении, принятом ведомством.
Но уже на следующий день источник в комитете сообщил, что режим КТО в Чечне могут снять частично в ближайшее время. «Войска выводиться не будут, а Грозному позволят открыть свою таможню и международный аэропорт», – заявил силовик.
Председатель Государственной думы Борис Грызлов, комментируя вопрос о возможном снятии режима КТО, отметил, что ситуация в Чеченской Республике коренным образом изменилась, ее руководство имеет все основания для отмены особого режима. «Это уже абсолютно другая ситуация (в Чечне. – Прим.), и такой вопрос, безусловно, ставить можно», – заявил он.
МВД России оперативно и в полном объеме выполнит решения об отмене режима контртеррористической операции
Грызлов также заметил, что для обеспечения режима контртеррористической операции используются большие силы и средства – силы Внутренних войск и средства федерального бюджета.
«В период мирового кризиса надо оценивать необходимость присутствия там достаточно большого контингента, – подчеркнул спикер. – Считаю, что этот вопрос нужно обсуждать и принимать решения – в принципе, ситуация соответствующая».
Теперь оперативному штабу в Чечне даны поручения, направленные на оптимизацию состава сил и средств объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, совершенствование порядка их применения в современных условиях, передает РИА «Новости».
До сих пор в Чеченской Республике были размещены около 50 тысяч военнослужащих. Это 14 тысяч военнослужащих 42-й мотострелковой дивизии Минобороны и 46-я бригада Внутренних войск численностью 15 тысяч военнослужащих. Оба соединения дислоцируются в республике на постоянной основе. Кроме того, свыше 20 тысяч военнослужащих Внутренних войск находятся в республике с начала активной фазы КТО временно.
Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года определяет контртеррористическую операцию как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств, проводящихся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций».
Первая чеченская война завершилась соглашениями, подписанными в Хасавюрте незадолго до президентских выборов в РФ в 1996 году. В соответствии с ними, решение вопроса о статусе Чечни было отложено до 2001 года.
Нынешняя контртеррористическая операция, называемая в народе Второй чеченской войной, началась в 1999 году.
В августе 1999 года крупные бандформирования под командованием Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Дагестана. После месяца боев боевики отступили в Чечню. Одновременно с этим в Москве, Волгодонске и Буйнакске произошла серия взрывов жилых домов, что послужило поводом к началу военной операции на территории самой Чечни.
Начиная с сентября воинские части и соединения Минобороны и МВД развернули полномасштабную наступательную операцию. В отличие от первой войны, которая называлась «мерами по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики» (Указ президента РФ от 11 декабря 1994 года), вторая кампания изначально проходила под эгидой контртеррористической операции.